Заочное производство
Заочное производство в полной мере строится в соответствии с этими представлениями, однако имеет исключения, которые оправданны и связаны с необходимостью своевременно защитить субъективное право. Защита возможна и при условии, если одна из сторон — ответчик — не имеет возможности или не желает участвовать в процессе, а также злоупотребляет правом истца на своевременную защиту, то процесс может состояться
без него.
Условия, при которых возможно правосудие, которое именуют заочным, жестко определены нормами ГПК РФ. Несоблюдение хотя бы одного условия ведет к отказу, невозможности рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое заочное производство и заочное решение?
2. Значение заочного решения.
3. Отличие заочного решения от полноценного состязательного решения.
4. Содержание заочного решения.
5. Способы обжалования заочного решения.
6. Законная сила заочного решения.
Тема 13
Неисковые производства
|
|
Помимо гражданских дел искового производства, порядок рассмотрения которых был определен в предыдущих темах, существует еще два вида судопроизводства, называемых неисковыми:
-производство по делам, возникающим из публичных правоотношений;
- особое производство.
Процессуальный порядок рассмотрения и разрешения этих двух категорий дел характерен тем, что они рассматриваются по общим правилам гражданского судопроизводства, за отдельными изъятиями и дополнениями, установленными законодательством.
Особенности процессуального рассмотрения таких дел состоят в том, что:
1) в них отсутствует спор о гражданском праве, и поэтому в задачи суда не входит подтверждение наличия или отсутствия спорного правоотношения;
2) в этих делах нет сторон - истца и ответчика, хотя и их участники признаются лицами, участвующими в деле и обладают определенными правами и обязанностями;
3) эти дела возбуждаются не иском, а жалобой или заявлением заинтересованного лица.
Дела, возникающие из публичных отношений, и дела особого производства имеют важное значение как одна из гарантий охраны прав и законных интересов граждан и организаций.
Дела, возникающие из публичных правоотношений, являются специфической категорией гражданских дел, при рассмотрении которых суд контролирует законность действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Нормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (п. 2 ст. 46 Конституции РФ).
|
|
Спор с властью — характерная черта этого вида судопроизводства. Субъект, возбуждающий дело, полагает, что власть нарушила его права и свободы либо создала препятствия для реализации прав. Другая сторона — представитель власти, как правило, возражает и обязан доказать правомерность вынесенного акта, легитимность действий либо бездействия. Спорить с властью необходимо, если субъект считает, что власть нарушает его право. Право и закон (нормативный акт) не тождественны. Нормативный акт может быть правовым либо не правовым. Не правовой нормативный акт либо не правовое по своей сути решение либо действие (бездействие), нарушающее права граждан, подлежит отмене.
Особое производство выступает гарантией — очень серьезной — прав граждан. Так, дела об эмансипации, об усыновлении, об ограничении дееспособности, о принудительной госпитализации выступают дополнительным серьезным средством, институтом контроля за исполнением законодательства о правах и свободах граждан. Права человека абсолютны, они принадлежат ему от рождения и не могут быть ограничены иначе как на основании решения суда, то есть суд обязан выступать гарантом при исполнении законодательства, касающегося прав человека и гражданина.
Судебная форма защиты с ее открытостью, гласностью сама по себе создает дополнительные гарантии при рассмотрении дел, связанных с легитимным ограничением прав и свобод граждан. Соблюдение процедур, которые предписывает законодательство об особом производстве, обязательно, в противном случае решение суда, вынесенное в порядке особого производства, может быть признано нелегитимным.
Вопросы для самоконтроля:
1. Понятие и признаки особого производства, его отличие от искового
производства.
2. Взаимодействие норм материального и процессуального права в особом производстве.
3. Назовите категории дел, рассматриваемые судом в порядке особого
производства.
4. Характерные особенности рассмотрения отдельных категорий дел
особого производства (подведомственность, состав лиц, участвующих
в деле, возбуждение производства по делу, особенности судебного доказывания, судебное решение и его содержание и т.д.).
5. Какова тенденция развития законодательства, регулирующую судебную защиту прав в области публичных правоотношений?
6. Правовая природа дел, возникающих из публичных правоотношений.
7. Каково нынешнее состояние правового регулирования судебной защиты прав в области публичных отношений?
8. Каковы общие положения судопроизводства по делам, возникающим
из публичных правоотношений?
9. Какова специфика судопроизводства по рассмотрению дел:
а) о признании недействующими нормативных правовых актов полностью
или в части;
б) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных
лиц, государственных и муниципальных служащих;
в) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации.
Тема 14
Пересмотр судебных постановлений
Два вида производства существует в суде второй инстанции: апелляционное и кассационное. И тот и другой вид обеспечивает пересмотр решений, не вступивших в законную силу, по жалобам лиц, указанных в законе.
Первое: апелляционное производство возбуждается в связи с рассмотрением жалоб на решения, не вступившие в законную силу, которые вынесены мировыми судьями. Жалобы рассматриваются федеральными судьями районных судов. Сущность апелляционного производства состоит в возможности полного рассмотрения (пересмотра) дела заново судьей федерального уровня. Это принципиально, поскольку отражает суть апелляционного производства: «заново и в полном объеме». Федеральный судья выносит окончательное решение, которое немедленно вступает в законную силу и подлежит исполнению. И в этом состоит защита прав того, кто обратился с жалобой.
|
|
Второе: кассационные жалобы открывают кассационное производство. Суть его в гарантиях проверки законности и обоснованности решения суда первой инстанции. Жалоба может быть подана на необоснованное и незаконное решение суда, вынесенное федеральным судьей (судом) первой инстанции. Дело не рассматривается в полном объеме, не пересматривается по существу (существует лишь одна оговорка в ГПК РФ, делающая исключение из правила).
Суд второй инстанции обязан проверить решение нижестоящего суда на соответствие действующему законодательству (законность) и на предоставление доказательств, подтверждающих либо не подтверждающих факты, имеющие значение по делу (обоснованность), определить судьбу жалобы, кассационного представления. При отмене решения суда первой инстанции полностью или в части и передаче дела на новое рассмотрение суд указывает действия, которые должен совершить суд первой инстанции при новом рассмотрении дела.
Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу.
Пересмотр вступивших в законную силу решений, определений, судебных приказов в порядке надзора — самостоятельная стадия процесса.
Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Суды апелляционной и кассационной инстанций проверяет законность и обоснованность только решений и определений, не вступивших в законную силу, которые были обжалованы лицами, участвующими в деле. Однако срок кассационного и апелляционного обжалования судебных постановлений не велик и на некоторые решения, определения апелляционные и кассационные жалобы могут быть не поданы по различным причинам. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным. Наконец, рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки. Все это свидетельствует о том, что проверка вступивших в законную силу судебных решений в порядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций.
|
|
Кроме того, задачей суда надзорной инстанции является обеспечение единообразного применения закона. Надзорной инстанции в современных условиях отводится важная роль в формировании судебной практики.
Как и любая другая стадия, пересмотр вступивших в законную силу судебных решений имеет свои специфические черты, отличающие ее от других стадий процесса, в том числе от производства в суде кассационной инстанции.
Пересмотр судебных решений в порядке надзора возможен только на основании определения судьи о передаче дела для рассмотрения жалобы или представления прокурора по существу в суд надзорной инстанции или мотивированного представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации.
Возбуждение же производства в суде апелляционной или кассационной инстанций осуществляется только по волеизъявлению сторон и других лиц, участвующих в деле, которым закон предоставил право обжалования решения суда.
Предметом пересмотра в порядке надзора служат такие судебные постановления, которые вступили в законную силу. Ими могут быть не только решения и определения суда первой инстанции, но и решения и определения судов апелляционной и кассационной инстанций, а также определения и постановления судов надзорной инстанции.
Специфичен в этой стадии и субъектный состав правоотношений. Пересмотр вступивших в законную силу решений могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной инстанции, которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции.
Различны и сроки обжалования. Постановления суда могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение года со дня их вступления в законную силу, в суды апелляционной и кассационной инстанций в течение десяти дней после вынесения решения в окончательной форме.
Указанные особенности пересмотра судебных решений в порядке надзора по сравнению с кассационной инстанцией обусловливают определенные различия в процессуальном порядке деятельности судов надзорной инстанции.
Пересмотр судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам наряду с рассмотрением дела в апелляционном, кассационном порядке и в порядке судебного надзора — один из способов проверки законности разрешения гражданских дел. Все четыре стадии призваны способствовать надлежащему осуществлению правосудия, вынесению законных и обоснованных постановлений Определенная общность стоящих перед этими стадиями задач не исключает существенного различия между ними.
Пересмотр судебных решений и определений (далее — пересмотр судебных постановлений) по вновь открывшимся обстоятельствам — самостоятельная стадия гражданского процесса.
Вновь открывшиеся обстоятельства — это юридические факты, существовавшие в момент рассмотрения дела и имеющие важное значение для его разрешения, которые не были и не могли быть известны ни заявителю, ни суду.
Таким образом, вновь открывшиеся обстоятельства — это: 1) юридический факт, уже существовавший в момент рассмотрения дела; 2) юридический факт, имеющий важное значение для данного дела, т.е. влечет возникновение, изменение или прекращение правоотношения; 3) обстоятельство, которое не было и не могло быть известно во время рассмотрения дела ни лицу, заявившему об этом впоследствии, ни суду, рассматривающему дело. Если бы вновь открывшееся обстоятельство было известно суду при вынесении решения или определения, то оно обязательно бы повлияло на окончательные выводы суда по данному делу. Поскольку вновь открывшиеся обстоятельства служат фактами, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон, других лиц, участвующих в деле, то их необходимо отличать от судебных доказательств, предназначенных для установления этих фактов.
Право возбуждения производства по вновь открывшимся обстоятельствам предоставлено всем участвующим в деле лицам: сторонам, третьим лицам с самостоятельными требованиями, третьим лицам без самостоятельных требований и т.д. Право на возбуждение данного производства принадлежит и правопреемникам участвующих в деле лиц. По новому ГПК прокурор вправе требовать пересмотра судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам только в случае, если он участвовал в рассмотрении дела.
Лица, участвующие в деле, подают заявления, прокурор — представление о пересмотре решения или определения по вновь открывшимся обстоятельствам.
Рассматривать заявления, представления о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам вправе только те суды, которыми были вынесены эти постановления.
Вопросы для самоконтроля:
Какова сущность и значение стадии апелляционного обжалования решений и определений мирового судьи? Назовите признаки, виды апелляции.
Право апелляционного обжалования и порядок его осуществления. Каков порядок рассмотрения дел судом апелляционной инстанции? Как действуют принципы гражданского процесса в стадии апелляционного обжалования?
Полномочия суда апелляционной инстанции. Какие виды постановлений выносит суд апелляционной инстанции? Основания к отмене решения мирового судьи.
Апелляционное обжалование определений мирового судьи.
1. Сущность и значение стадии кассационного обжалования решений и определений, не вступивших в законную силу. Отличие кассационного от апелляционного производства.
2. Право кассационного обжалования и порядок его осуществления.
3. Процессуальный порядок, пределы и сроки рассмотрения дел судом
кассационной инстанции.
4. Полномочия суда второй инстанции.
5. Основания к отмене судебных решений.
6. Определение суда кассационной инстанции.
7. Обжалование определений суда второй инстанции.