Владимир II Мономах

Славный победами, Владимир Всеволодович Мономах, называвшийся так в честь своего деда по матери, византийского императора Константина Мономаха, был избран единодушно на княжеский престол в Киеве, хотя он и не был старшим в роде. Византийский император прислал ему драгоценный венец и золотые бармы (оплечье), которыми русские цари украшаются при венчании на царство. Кроткий нравом, правдивый, богобоязненный, храбрый воин, он заботился о сохранении мира среди удельных князей, о водворении «правильнаго» суда и порядка среди своего народа; установил виры, т.е. штрафы по уголовным делам в пользу обиженных, определил размер процентов при займах и дополнил «Русскую Правду» новыми постановлениями. Летопись называет его «братолюбием, нищелюбцем и добрым страдальцем за Русскую землю». Во время его княжения на Руси водворилась тишина: усобицы между князьями прекратились, половцы присмирели. Достигнув преклонных лет (72 г.), он скончался, оставив детям поучение, которое советует им почаще читать. Из советов Мономаха замечательны следующие, а именно, не нарушать клятв, не убивать ни правого, ни виноватого и не повелевать убивать {Иллюстрированная хронология...

С. 24-25).

В 1097 г. по инициативе Владимира Мономаха — внука Ярослава Мудрого, в г. Любече прошел съезд князей, целью которого ставилось устранение усобиц и принятие мер к охране русской земли от половцев. Вводились новые правила организации власти на Руси. Каждый князь «держал отчину свою». Однако этот принцип не стал непреложным законом, усобицы возобновились. Владимир Мономах, выделяясь государственностью ума, силой воли и энергичной деятельностью, провел крупную переработку Русской Правды. Внесены дополнения и изменения, в частности, ограничивавшие произвол ростовщиков, определены три случая обращения бедняка в холопа, вводились меры по охране имущественных прав купечества.

Им был введен Устав о закупах, регламентировавший кабально-долговые и заемные отношения, отчасти ограждавший личные и имущественные интересы закупов, несколько снизил проценты, взимаемые ростовщиками с бедных горожан и пр. Владимир Мономах остался в исторической памяти как талантливый правитель государства, все силы положивший на укрепление единой власти, сохранение единства страны и ее преобразование.

«Поучение Мономаха детям* — подлинное пожелание своим потомкам: почитание старших, соблюдение законов, чтобы не было на Руси тяжб и ссор из-за земли и междоусобиц, чтобы страна оставалась сильной, единой, хорошо управляемой.

В основу эволюции Русской Правды легло постепенное расширение правовых норм от княжеского (доминиального) закона к среде дружины, определения штрафов за различные преступления против личности. Закон предусматривал неравноправие людей, относящихся к разным социальным группам (дружинники, феодалы, сельские общинники, челядь).

Определенные юридические привилегии предусматривались и для таких групп населения, как князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане (управляющие вотчиной) и т.п. За убийство представителя привилегированного слоя устанавливалась более высокая уголовная ответственность и особый порядок наследования недвижимости (земли).

К юридически и экономически независимым категориям относились посадские люди и смерды-общинники, которые платили налоги и несли определенные повинности в пользу государства. Так, свободный смерд-общинник имел право завещать имущество своим детям, но землю — только сыновьям. При отсутствии наследников собственность поступала в общинное владение. Смерд обладал также юридическим правом на защиту своей личности и имущества и нес соответствующую ответственность за совершенные преступления или проступки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: