БАЗА: детское отделение больницы, ДДУ
Цель занятия: изучить особенности строения и функционирования мочевыделительной системы детей, основные и дополнительные методы ее исследования.
Студент должен знать:
1. Анатомию и физиологию органов мочеобразования и мочеотделения.
2. Детские особенности строения и функции МВС.
3. Основные методы и дополнительные методы исследования МВС.
4. Нормативные показатели обще клинических анализов мочи и функционалных проб.
Студент должен уметь:
1. Обследовать МВС ребенка, применяя основные методы исследования.
2. Правильно собрать клинические анализы мочи и интерпретировать полученные результаты (норма или патология);
3. Оценить функциональное состояние почек.
Базисные знания:
Знания, полученные на занятиях по нормальной и патологической анатомии и физиологии по темам, касающимся мочевыделительной системы.
Вопросы для самоподготовки:
1. Эмбриональное развитие почек и МВС, его стадии.
2. Топография почек в период внутриутробного развития и после рождения ребенка.
3. Анатомические и гистологические особенности почек детей различного возраста.
4. Что такое «мочекислый инфаркт» почек и у детей какого возраста диагностируется?
5. Чем объясняется легкость перехода инфекции из кишечника в почечные лоханки у детей и длительность ее персистирования?
6. Анатомические особенности мочеточников детей.
7. Анатомические особенности мочевого пузыря детей.
8. Какова частота мочеиспусканий и плотность мочи у детей различного возраста? Чем это можно объяснить?
9. Методы расчета суточного количества мочи.
10. Причины, влияющие на диурез здорового ребенка.
11. Проба Мак-Клюра-Олдрича. Правила постановки, интерпретация полученных результатов.
12. Методика забора клинических анализов мочи (общий, трехстаканная проба, Нечипоренко, Амбурже, Аддис-Каковского) и оценка полученных результтов.
13. Лабораторные методы оценки функционального состояния почек (проба Зимницкого, проба Реберга, проба на концентрацию и разведение).
14. Бактериологическое исследование мочи.
15. Инструментальные методы оценки функционального состояния почек.
16. Дополнительные методы исследования МВС (рентгенологические, эндоскопические, ультразвуковые и т.д.).
Оснащение занятия:
1. Бланки заключений общеклинических анализов мочи (общий анализ, трехстаканная проба, по Нечипоренко, по Амбурже, по Аддис-Каковскому)
2. Образцы заключений функциональных проб Зимницкого, Реберга.
3. Результаты бактериологического исследования мочи.
Виды и формы контроля:
- Тестовый контроль исходного уровня знаний.
- Заключительный контроль.
Литература:
- Мазурин А.В., Воронцов И.В. «Пропедевтика детских болезней», 1985, с. 221-238.
- Усов И.Н. «Здоровый ребенок»,1984, с.45-49.
- Усов И.Н., Астахова В.М, Чичко М.В. «Практические навыки педиатра»,1990, с.171-200.
- Игнатова М.С., Вельтищев Ю.Е. «Детская нефрология», 1989, 324с.
- Эрман М.В. «Нефрология детского возраста в схемах и таблицах», 1997.- 414с.