Продолжительность занятия 4 часа

БАЗА: детское отделение больницы, ДДУ

Цель занятия: изучить особенности строения и функционирования мочевыделительной системы детей, основные и дополнительные методы ее исследования.

Студент должен знать:

1. Анатомию и физиологию органов мочеобразования и мочеотделения.

2. Детские особенности строения и функции МВС.

3. Основные методы и дополнительные методы исследования МВС.

4. Нормативные показатели обще клинических анализов мочи и функционалных проб.

Студент должен уметь:

1. Обследовать МВС ребенка, применяя основные методы исследования.

2. Правильно собрать клинические анализы мочи и интерпретировать полученные результаты (норма или патология);

3. Оценить функциональное состояние почек.

Базисные знания:

Знания, полученные на занятиях по нормальной и патологической анатомии и физиологии по темам, касающимся мочевыделительной системы.

Вопросы для самоподготовки:

1. Эмбриональное развитие почек и МВС, его стадии.

2. Топография почек в период внутриутробного развития и после рождения ребенка.

3. Анатомические и гистологические особенности почек детей различного возраста.

4. Что такое «мочекислый инфаркт» почек и у детей какого возраста диагностируется?

5. Чем объясняется легкость перехода инфекции из кишечника в почечные лоханки у детей и длительность ее персистирования?

6. Анатомические особенности мочеточников детей.

7. Анатомические особенности мочевого пузыря детей.

8. Какова частота мочеиспусканий и плотность мочи у детей различного возраста? Чем это можно объяснить?

9. Методы расчета суточного количества мочи.

10. Причины, влияющие на диурез здорового ребенка.

11. Проба Мак-Клюра-Олдрича. Правила постановки, интерпретация полученных результатов.

12. Методика забора клинических анализов мочи (общий, трехстаканная проба, Нечипоренко, Амбурже, Аддис-Каковского) и оценка полученных результтов.

13. Лабораторные методы оценки функционального состояния почек (проба Зимницкого, проба Реберга, проба на концентрацию и разведение).

14. Бактериологическое исследование мочи.

15. Инструментальные методы оценки функционального состояния почек.

16. Дополнительные методы исследования МВС (рентгенологические, эндоскопические, ультразвуковые и т.д.).

Оснащение занятия:

1. Бланки заключений общеклинических анализов мочи (общий анализ, трехстаканная проба, по Нечипоренко, по Амбурже, по Аддис-Каковскому)

2. Образцы заключений функциональных проб Зимницкого, Реберга.

3. Результаты бактериологического исследования мочи.

Виды и формы контроля:

  1. Тестовый контроль исходного уровня знаний.
  2. Заключительный контроль.

Литература:

  1. Мазурин А.В., Воронцов И.В. «Пропедевтика детских болезней», 1985, с. 221-238.
  2. Усов И.Н. «Здоровый ребенок»,1984, с.45-49.
  3. Усов И.Н., Астахова В.М, Чичко М.В. «Практические навыки педиатра»,1990, с.171-200.
  4. Игнатова М.С., Вельтищев Ю.Е. «Детская нефрология», 1989, 324с.
  5. Эрман М.В. «Нефрология детского возраста в схемах и таблицах», 1997.- 414с.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: