Разминка

Название и описание упражнения Время
1. «Как еще можно использовать стержень для ручки/ CD диск/пластиковую бутылку?» Инструкция: «Придумайте, пожалуйста, как можно больше (50 и более) вариантов использования стержня для шариковой ручки». Процесс. Ведущий записывает на доске все варианты участников. Обратная связь. - Было ли выполнение этого упражнения легко или сложно? - Что мешало выполнению, что помогало? - Что было для Вас интересно, ново? 5-7 мин.
2. 1. «Я – спасатель, и это хорошо, потому что…» 2. «Я – спасатель, и это плохо, потому что…» Процесс. Участники по очереди продолжают одну из фраз. Фраза 1 и 2 чередуются через одного участника. Обратная связь. - Было ли выполнение этого упражнения легко или сложно? - Что Вы почувствовали? - Что удивило, может быть, огорчило? - Что было для Вас интересно, ново? 5-7 мин.
3. «Интуитивный счет». Участники группы, не договариваясь, должны произносить вслух цифры по порядку. Если два и более участника называют одновременно одну и ту же цифру, счет начинается снова. Цифру «1» всегда называет ведущий. После нескольких кругов можно сделать то же упражнение с закрытыми глазами. Обратная связь. - Было ли выполнение этого упражнения легко или сложно? - Как выполнять упражнение было сложнее – с закрытыми или открытыми глазами? - Что Вы чувствовали в процессе выполнения этого упражнения? - Что было для Вас неожиданным, новым? 5 мин.

Рекомендации по ведению: На данном этапе рекомендуется задать несколько вопросов участникам:

- Часто ли Вы в своей профессиональной деятельности сталкиваетесь с задачами, которые кажутся сложными или невыполнимыми? Или с задачами, которые выглядят простыми и очевидными, но реализация решений которых не дает желаемого результата?

- Что значит для Вас творческая задача? Является ли задача с одной и более неизвестной переменной в условии – творческой задачей? Имеют ли такие задачи один или несколько «правильных ответов»?

- Что значит «творчество»? Исчерпывается ли творчество для Вас простым комбинированием известных способов действия?

- Часто ли в работе спасателей встречаются ситуации, когда необходимо принимать решение и действовать при дефиците необходимой информации? Либо решать сложные задачи в условиях дефицита времени, который делает задачу практически невыполнимой?

- Как Вы решаете подобные задачи?

ТРИЗ не является панацеей и волшебным средством решения любых проблем сам по себе. Но он является хорошим набором инструментов для решения нестандартных задач для думающего человека. Познакомившись с ним и овладев этими методами, Вы сможете научиться понимать каков идеальный результат, подсказанный самим условием задачи, и в каком направлении необходимо искать решение.

Сегодня мы хотели бы познакомить Вас с такими методами активизации творческого процесса, как: диверсионный анализ, эвристические приемы преобразования системы, метод контрольных вопросов и Теория Решения Изобретательских Задач, в рамках которой мы обсудим такие важные вопросы, как постановка идеального конечного результата и формулировка и разрешение противоречий задачи.

Теперь давайте перейдем к рассмотрению основной схемы решения творческих задач.

Первое, с чем мы сталкиваемся при решении любой задачи, – это сама формулировка проблемы. Генрих Альтшуллер, автор ТРИЗ, говорит, что в большинстве случаев ситуация включает и неверное (или неточное) описание, и, соответственно, дает неверное предписание о направлении решения. Более того, это описание часто вытесняет действительно необходимые исходные сведения, навязывает поиск в направлении, уводящем от цели.

Вспомните, например, игру «испорченный телефон», которая иллюстрирует нам, как может искажаться информация при ее передаче.

Рекомендации по ведению: Здесь рекомендуется задать несколько вопросов участникам:

- Встречались ли Вы в своей профессиональной деятельности с искажениями информации, неясно понятыми и, вследствие этого, неправильно решаемыми задачами? Какие последствия имели эти «незначительные» неточности?

- Давайте рассмотрим еще один пример, иллюстрирующий последствия нарушенной коммуникации и неясно понятой задачи.

- Раздать участникам занятия изображение «качели» и обсудить его. Раздаточный материал (см. Приложение 4).

- Реальна ли эта, немного утрированная, ситуация?

- Как Вы считаете, на каком этапе произошел сбой в передачи информации – был потерян изначальный запрос заказчика?

- Почему это могло произойти?

Суть задачи должна быть изложена просто и ясно – так, чтобы было понятно и неспециалисту. Если задача понятна десятикласснику, это верный признак того, что ее понимает сам «проблемодатель».

Итак, первое, что мы должны сформулировать, это - Проблема как она нам дана - ПКД. После ее уточнения и обсуждения мы переходим от начальной формулировки (проблема, как она дана – ПКД) к рабочей - проблема, как она понята – ПКП. ПКП может быть несколько, так как часто на этом этапе ПКД дробится. Особенно, если задача ставится перед группой, и обсуждение ПКД ведется коллективно.

Рекомендации по ведению: На данном этапе рекомендуется задать несколько вопросов участникам:

- Например, Вам дана задача повысить дисциплину в подразделении. Это ПКД. Как Вы поняли эту задачу? Сформулируйте, пожалуйста, ПКП (* Обсуждается ПКП).

- А, если задача ПКД будет звучать так: усилить чувство ответственности сотрудников за свои действия, как будет звучать ПКП?

- Влияет ли формулировка задачи на конечный результат?

Переформулировав для себя ПКД в ПКП, мы можем, во-первых, проверить, правильно ли мы поняли условия, и будем ли мы решать именно ту задачу, которую перед нами поставили. Во-вторых, мы можем определить, какая задача стоит пред нами – Макси- или Мини-задача.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: