Агрессия – реакция опасная и ресурсозатратная, т.к. при агрессии пострадавший может нанести вред себе и окружающим его людям.
Агрессивное поведение характеризуют:
раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу);
нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами;
словесные оскорбления, брань;
мышечное напряжение, увеличение кровяного давления.
Помощь при агрессии:
Свести к минимуму количество окружающих.
Дать пострадавшему возможность «выпустить пар.
Поручить пострадавшему работу, связанную с высокой физической нагрузкой.
Демонстрировать благожелательность. Можно разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.
Агрессия может быть погашена страхом наказания: если нет цели получить выгоду от агрессивного поведения, если наказание и вероятность его осуществления велика, наказание является актуальным для пострадавшего и он понимает что оно последует.
Рекомендации по ведению: Здесь рекомендуется провести упражнение, направленное на закрепление полученного материала (см. Приложение 12).
|
|
Рекомендации по ведению: После проведения упражнения рекомендуется демонстрация видеофрагмента «Агрессия» и «Вариант работы с агрессией». Примерные вопросы для обсуждения:
- По каким признакам реакцию можно считать агрессивной?
- Какие дополнительные варианты оказания помощи можно было бы предложить?
Психомоторное возбуждение.
Человек перестает понимать, что происходит вокруг него. Единственное, что он может делать – это двигаться. Движения могут быть совсем простые («Я побежал, а когда пришел в себя, оказалось, что не знаю, где нахожусь») или достаточно сложные («Я что-то делал, с кем-то разговаривал, куда-то бежал, но ничего не могу вспомнить»).
Признаки:
движения резкие;
бесцельные и бессмысленные действия;
ненормально громкая речь;
часто отсутствует реакция на окружающих.
В таком состоянии человек может причинить вред себе и другим.
Помощь при психомоторном возбуждении:
Необходимо привлечь внимание пострадавшего.
Изолируйте пострадавшего от окружающих.
Говорите спокойным голосом, не спорьте, в разговоре избегайте фраз с частицей «не».
Психомоторное возбуждение может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением.
Рекомендации по ведению: Здесь рекомендуется провести упражнение, направленное на закрепление полученного материала (см. Приложение 13).