Человек неподвижен, сидит в одной позе и ни на что не реагирует, как бы оцепенев.
Распознать ступор можно по следующим критериям:
резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи;
отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновение, боль);
«застывание» в определенной позе;
оцепенение, состояние полной неподвижности;
возможно напряжение отдельных групп мышц;
часто ограниченные координированные движения глаз.
Отличить ступор как острую стрессовую реакцию от кататонического ступора очень сложно, именно поэтому помощь таким пострадавшим оказывается медиками. Однако в случае, если по близости отсутствует бригада врачей, можно оказать доврачебную помощь.
Помощь при ступоре:
Необходимо добиться любой реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения. Важно помнить о том, что данная реакция на выходе может переходить в другую реакцию, к этому необходимо быть готовым.
Рекомендации по ведению: Здесь рекомендуется провести упражнение, направленное на закрепление полученного материала по аналогии с предыдущим.
Страх.
Чувство страха – это проявление инстинкта самосохранения, и поэтому реакция страха нормальна, однако страх может перерасти в панику. Панический страх, ужас может побудить к бегству, вызывать оцепенение, агрессивное поведение. При этом человек плохо контролирует свои действия и не осознает, что происходит вокруг, что уже опасно для самого пострадавшего и окружающих, так как велика вероятность эмоционального заражения, поэтому оказывать помощь пострадавшим с реакцией страха тоже надо.
Страх характеризуется:
• напряжением мышц (особенно лицевых);
• сильным сердцебиением;
• учащенным поверхностным дыханием;
• сниженным контролем собственного поведения.
Помощь пострадавшему в состоянии страха:
• Подстройка по дыханию, в случае, если это возможно.
• Использовать основные приемы общения с пострадавшими.
• Дать пострадавшему ощущение безопасности.
При необходимости информировать пострадавшего о ходе АСР.
Рекомендации по ведению: Здесь рекомендуется провести упражнение, направленное на закрепление полученного материала (см. Приложение 16).
Рекомендации по ведению: Рекомендуется выполнить упражнение, в котором задействованы все участники (см. Приложение 17).
Рекомендации по ведению: После данного упражнения очень важно получить обратную связь от всех участников группы. Повторение упражнения начинается только после обратной связи. Примерные вопросы:
К «спасателям»:
- Как Вы считаете, справились ли Вы со своими задачами?
- Какие трудности Вы испытали при выполнении задач?
- Как изменялось Ваше состояние при оказании помощи?
К «пострадавшим»:
- Как Вы чувствовали себя в роли «пострадавшего»?
- Оцените, насколько эффективной была оказанная Вам помощь?
- Как изменялось Ваше состояние при оказании помощи?
К наблюдателям:
- Насколько эффективно была оказана помощь пострадавшим?
- Всем ли пострадавшим, на Ваш взгляд, была оказана помощь?
- Прокомментируйте ошибки (если такие имелись), допущенные специалистами, оказывающими ЭПП.