Ступор

Человек неподвижен, сидит в одной позе и ни на что не реагирует, как бы оцепенев.

Распознать ступор можно по следующим критериям:

— резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи;

— отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновение, боль);

— «застывание» в определенной позе;

— оцепенение, состояние полной неподвижности;

— возможно напряжение отдельных групп мышц;

— часто ограниченные координированные движения глаз.

Отличить ступор как острую стрессовую реакцию от кататонического ступора очень сложно, именно поэтому помощь таким пострадавшим оказывается медиками. Однако в случае, если по близости отсутствует бригада врачей, можно оказать доврачебную помощь.

Помощь при ступоре:

Необходимо добиться любой реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения. Важно помнить о том, что данная реакция на выходе может переходить в другую реакцию, к этому необходимо быть готовым.

Рекомендации по ведению: Здесь рекомендуется провести упражнение, направленное на закрепление полученного материала по аналогии с предыдущим.

Страх.

Чувство страха – это проявление инстинкта самосохранения, и поэтому реакция страха нормальна, однако страх может перерасти в панику. Панический страх, ужас может побудить к бегству, вызывать оцепенение, агрессивное поведение. При этом человек плохо контролирует свои действия и не осознает, что происходит вокруг, что уже опасно для самого пострадавшего и окружающих, так как велика вероятность эмоционального заражения, поэтому оказывать помощь пострадавшим с реакцией страха тоже надо.

Страх характеризуется:

• напряжением мышц (особенно лицевых);

• сильным сердцебиением;

• учащенным поверхностным дыханием;

• сниженным контролем собственного поведения.

Помощь пострадавшему в состоянии страха:

• Подстройка по дыханию, в случае, если это возможно.

• Использовать основные приемы общения с пострадавшими.

• Дать пострадавшему ощущение безопасности.

При необходимости информировать пострадавшего о ходе АСР.

Рекомендации по ведению: Здесь рекомендуется провести упражнение, направленное на закрепление полученного материала (см. Приложение 16).

Рекомендации по ведению: Рекомендуется выполнить упражнение, в котором задействованы все участники (см. Приложение 17).

Рекомендации по ведению: После данного упражнения очень важно получить обратную связь от всех участников группы. Повторение упражнения начинается только после обратной связи. Примерные вопросы:

К «спасателям»:

- Как Вы считаете, справились ли Вы со своими задачами?

- Какие трудности Вы испытали при выполнении задач?

- Как изменялось Ваше состояние при оказании помощи?

К «пострадавшим»:

- Как Вы чувствовали себя в роли «пострадавшего»?

- Оцените, насколько эффективной была оказанная Вам помощь?

- Как изменялось Ваше состояние при оказании помощи?

К наблюдателям:

- Насколько эффективно была оказана помощь пострадавшим?

- Всем ли пострадавшим, на Ваш взгляд, была оказана помощь?

- Прокомментируйте ошибки (если такие имелись), допущенные специалистами, оказывающими ЭПП.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: