Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего профессионального образования
Волгоградский государственный архитектурно-строительный
Университет
Кафедра «Пожарная безопасность и защита в чрезвычайных ситуациях»
Экология
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К лекционному курсу
По дисциплине Экология
Для студентов специальности
657300 «Оборудование и агрегаты
Нефтегазового производства»
Составил О.С. Власова
Волгоград 2012
УДК 614. 842.651.2
Курс лекций по дисциплине «Экология» для студентов специальности 657300 «Оборудование и агрегаты нефтегазового производства» /сост. О.С. Власова, Министерство образования и науки Российской Федерации, Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Кафедра пожарной безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях.
ВолгГАСУ. – Волгоград, 2012 – 35с.
В методических указаниях приведен курс лекций по дисциплине «Экология» в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
Для студентов специальности 657300 «Оборудование и агрегаты нефтегазового производства» дневной формы обучения.
Табл. 2. рис.8.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
В методических указаниях приведен курс лекций по дисциплине «Экология» в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
Дисциплина «Экология» является для специальности 657300 «Оборудование и агрегаты нефтегазового производства» необходимой для получения общих представлений об основных понятиях, используемых в экологии, а также ознакомления с рекомендациями по защите окружающей среды от загрязнений.
Содержание
| 1. | Определение экологии как науки. | |
| 2. | Структура современной экологии. | |
| 3. | Биосфера и человек, структура биосферы. | |
| 4. | Экологические факторы. | |
| 5. | Экосистемы. Структура и основные компоненты экосистемы. | |
| 6. | Энергия в экосистемах, трофические цепи и уровни. | |
| 7. | Круговорот веществ в природе.Биохимические круговороты. | |
| 8. | Воздействие человека на экосистемы. | |
| 9. | Свойства экологических систем и закономерности их функционирования. | |
| 10. | Взаимоотношения организма и среды. | |
| 11. | Антропогенное воздействие на природу. | |
| 12. | Загрязнение воды. | |
| 13. | Загрязнение и иные воздействия на литосферу. | |
| 14. | Деградация и эрозия почв. | |
| 15. | Экологические проблемы сельского хозяйства. | |
| 16. | Загрязнение атмосферы. | |
| 17. | Воздействие на гидросферу. | |
| 18. | Экология и здоровье человека | |
| 19. | Глобальные проблемы экологии. | |
| 20. | Типы природных ресурсов и их использование. | |
| 21. | Энергосбережение.Развитие альтернативных источников энергии. | |
| 22. | Экономика природопользования и ее основные задачи. | |
| 23. | Кадастры природных ресурсов. | |
| 24. | Особо охраняемые природные территории (ООПТ). | |
| 25. | Лицензия, договор и лимиты на природопользование. | |
| 26. | Экологическое страхование.Понятие о концепции устойчивого развития. | |
| 27. | Природозащитные мероприятия, роль технического прогресса в защите окружающей среды. | |
| 28. | Основные меры борьбы с загрязнением водоемов.Методы очистки воды. | |
| 29. | Основные загрязнители атмосферы. Принципы очистки пылегазовых выбросов. | |
| 30. | Об улучшении экологических характеристик топлива. | |
| 31. | Основы экологического права. | |
| 32. | Государственные органы охраны окружающей среды. | |
| 33. | Экологическая стандартизация и паспортизация. | |
| 34. | Экологическая экспертиза. | |
| 35. | Ответственность за экологические правонарушения. | |
| 36. | Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды. |
1.Определение экологии как науки
Экология — наука о взаимодействии живых организмов и их систем с окружающей средой (ОС), об их взаимовлиянии и взаимопроникновении, что позволяет определить пути оптимизации и возможного изменения условий для окружающей среды и живых организмов. Под окружающей средой понимается практически вся Вселенная. Очень часто термин ОС заменяют словом «природа».
Под живыми организмами понимается не только человек, но и все остальные живые представители природы: животные, растения, простейшие организмы.
В буквальном переводе слово «экология» означает учение о «доме» (от греч. «ойкос» — местообитание, жилище, дом и «логос» — учение). Впервые этот термин и общее определение экологии было сделано немецким биологом Э. Геккелем в 1866 г.
В соответствии с историей развития экологии в ней можно выделить такие отрасли:
а) биоэкология - экология микроорганизмов, грибов, простейших, животных (отдельно рассматривается биоэкология птиц, рыб и т. д.), а также палеоэкология (эволюционная экология);
б) экология систем - тундр, пустынь, полупустынь, лесов, степей и т. п. Сюда же относится радиационная и химическая экология. Термин «экосистема» предложен в 1935 г. английским ботаником А. Гексли;
в) экология человека - историческая, археологическая, собственно человека, города (урбоэкология), промышленная, сельскохозяйственная, рекреационная (экология зон отдыха), правовая, экономическая и т. п.






