Расширение рынков как способ повышения совокупного спроса

Получение доступа к дополнительным ресурсам

Представим ситуацию, когда два человека представляют собой примитивное хозяйство. Один производит простейшую удочку в виде палки с натянутой на неё леской, а другой покупает у него эту удочку и расплачивается пойманной рыбой[1]. Но вот производитель удочек придумывает, как можно повысить их эффективность. Он решает, что на удочку можно нацепить катушку. Но сам катушку произвести он не может, так как сил ему хватает только на шлифовку палки-удилища. Выход заключается в том, чтобы пригласить в их примитивное хозяйство третьего участника, который будет специализироваться на производстве катушек. Но и на этом не останавливается процесс совершенствования удочки. Новая удочка позволяет ловить более крупную рыбу, а значит и леска нужная покрепче. Участники нашего хозяйства решают пригласить четвёртого человека, который будет всё своё рабочее время посвящать производству особо прочной лески. Но затем наступит новый этап совершенствования удочки – поплавок, затем – удобная прорезиненная ручка, после этого блесна вместо крючка и т.д. Каждый раз новаторская идея будет требовать увеличения количества участников для воплощения её в жизнь. Так и в ситуации с научно-техническим прогрессом разделение труда требует увеличения задействованных в экономике производительных ресурсов для сохранения темпов роста. В условиях, когда все ресурсы экономики уже задействованы, единственный вариант решения проблемы – выход за её пределы в поисках новых ресурсов.

Расширение рынков как способ повышения совокупного спроса

Экономика, основанная на техническом прогрессе, постоянно снижает себестоимость производства, что позволяет производить товары во всё больших количествах. В конечном счете, уровень производства выходит на такие показатели, когда потребности населения замкнутой системы удовлетворяются сполна и для поддержания сложившихся темпов роста производства необходимо искать новые рынки с новыми покупателями. Конечно же, ряд товаров вполне можно продолжать впаривать собственному потребителю (например мобильные телефоны – меняя размер и дизайн аппарата через каждые несколько месяцев и убеждая покупателя в том, что перед ним лежит совершенно новый продукт). Но представить аналогичную ситуацию с холодильниками, электрочайниками или автомобилями уже значительно сложнее. Если найти новые рынки не получается, или если покупатели на этих новых рынках патологически неспособны создавать платежеспособный спрос ввиду свой нищеты, возможность дальнейшего развития в парадигме научно-технического прогресса исчезает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: