Панорама российского оппозиционного движения начала XX в

1. Причины роста оппозиционных настроений. Происхо­дившие в стране модернизационные процессы оказывали влияние на общественное сознание. И если они в меньшей степени затронули традиционное мировосприятие народ­ных масс, то в интеллигентской среде произошел огром­ный интеллектуальный всплеск, породивший появление различного рода идеологий, политических течений и на­правлений, предлагавших многочисленные проекты пере­устройства страны. Это было связано с тем, что на рубеже веков мировое общественное развитие вообще и модерни­зация России в частности проходили настолько противо­речиво, что допускали возможность развития различных тенденций, которые тогда только выявлялись и могли оцениваться по-разному. Отсюда появлялось и различное видение перспектив развития страны.

Однако российское самодержавие и бюрократический аппарат, считая себя единственными выразителями инте­ресов страны и главной ее преобразовательной силой, с недоверием относились к любым предложениям, идущим со стороны общества. Не находя возможности для поли­тического диалога с властью, российская интеллигенция становилась все в большую к ней оппозицию. А по мере того как власть теряла реформаторский импульс, росла враждебность оппозиции и уверенность в том, что изме­нить положение возможно лишь путем ликвидации суще­ствующего режима. Ограниченностьсферы действия гражданского общества, невозможность координировать интересы власти и общества легитимными методами неиз­бежно приводили к росту нелегального движения в стра­не. При этом подпольные методы борьбы стали использо­вать не только революционеры, но и либералы. А выдви­жение на первый план вопроса о власти привело к формированию в стране политических партий. Причем в отличие от стран Западной Европы этот процесс шел «сле­ва направо». Первыми в череде общероссийских партий появились партии социалистической ориентации.

1. Социал-демократы. На рубеже веков наибольшей попу­лярностью у радикальной российской интеллигенции пользовался марксизм. (Каковы основные положения марксистской теории?)

Он привлекал не только универсальной логикой трак­товки исторического процесса, но и революционными ме­тодами переустройства мира. К тому же многие тенден­ции, проявившиеся в этот период как внутри страны (быстрый рост капитализма, начало массового рабочего движения), так и в других европейских странах (успехи партий II Интернационала, особенно германской социал- демократии), казалось, подтверждали прогнозы Маркса и Энгельса. Правда, появление социал-реформизма свиде­тельствовало о том, что классический марксизм уже не отражает всей сложности и противоречивости происходя­щих в мире процессов. Однако лидеры российской соци­ал-демократии во главе с В. И. Ульяновым (Лениным) последовательно отстаивали революционную сущность марксизма. Своей главной задачей они считали объедине­ние всех социал-демократических организаций и создание в России революционной рабочей партии, ставящей перед собой цель организовать массовую борьбу пролетариата, «направленную против буржуазного режима и стремящу­юся к экспроприации экспроприаторов, к уничтожению тех общественных порядков, которые основаны на угнете­нии трудящихся».

1—3 марта 1898 г. в Минске в обстановке строгой конспирации собрались девять представителей от разных социал-демократических организаций России. Они объя­вили о создании Российской социал-демократической ра­бочей партии (РСДРП) — партии, которая, как было ска­зано в манифесте съезда, «сознательно хочет быть и оста­ется классовым движением организованных рабочих масс». Но по завершении съезда восемь его делегатов бы­ли арестованы.

В это время в российском социал-демократическом движении активизировалась группа «молодых» интелли­гентов, разделяющих взгляды Э. Бернштейна. Они созда­ли в Петербурге самостоятельную группу и стали издавать газету «Рабочая мысль». Основной задачей рабочего дви­жения они провозгласили «борьбу с капиталом на почве ежедневных насущных интересов», требовали от прави­тельства «законодательной защиты труда» и призывали развивать цеховые рабочие союзы, общества взаимопомо­щи и другие профессиональные (тред-юнионистские) орга­низации. Сторонники этой линии получили название «экономисты».

Ленин объявил «экономизму» беспощадную идейную войну, считая, что в партию должны войти только после­довательные революционеры: «Прежде, чем объединяться, и для того, чтобы объединяться, мы должны сначала ре­шительно и определенно размежеваться». Эта миссия бы­ла возложена на газету «Искра», издаваемую с 1900 г. за границей. В состав редакции газеты, кроме Ленина, во­шли П. Б. Аксельрод, В. И. Засулич, Г. В. Плеханов, А. Н. Потресов и Ю. О. Цедербаум (Л. Мартов).

На состоявшемся за границей в июле — августе 1903 г. II съезде РСДРП были приняты программа и устав пар­тии. Однако в ходе их обсуждения выявились серьезные разногласия по программным, тактическим и организаци­онным вопросам. А к концу работы съезда при выборе центральных органов партии делегаты раскололись на большевиков и меньшевиков. (Вспомните, как трактовали большевики и меньшевики следующие проблемы: а) отно­шение к крестьянству; б) отношение к либеральной бур­жуазии; в) проблемы членства в партии и принципы ее построения.)

2. Социалисты-революционеры. Несмотря на популяр­ность марксизма, многие радикально настроенные пред­ставители российской интеллигенции скептически относи­лись к утверждениям социал-демократов об универсаль­ном характере марксистской теории, считая, что учение о диктатуре пролетариата непригодно для крестьянской страны. Цивилизационные особенности России, сохране­ние крестьянской общины и специфика народного мента­литета постоянно подпитывали представления об особом историческом пути нашей страны, являвшиеся краеуголь­ным камнем народнической идеологии. В итоге на рубе­же XIX—XX вв. старое русское народничество времен «Земли и воли» и «Народной воли» трансформировалось в неонародничество, которое освободилось от наивных представлений о возможности избежать капитализма в России, но сохранило убежденность в неразрывной свя­зи общинного крестьянства с будущим социалистиче­ским строем, по-прежнему признавало необходимость тер­рора, сильной подпольной организации революционеров И т. д.

В конце 90-х гг. неонароднические кружки и органи­зации действовали во многих городах страны. В январе 1902 г. было объявлено о слиянии Союза социалистов-ре- волюционеров, созданного в 1896 г. в Саратове, и Южной партии эсеров, оформившейся в Харькове в 1900 г. Так возникла общероссийская Партия социалистов-революци- онеров, центральным печатным органом которой стала из­дававшаяся в Париже под редакцией В. М. Чернова газе­та «Революционная Россия» В основу эсеровской идеологии была положена народ­ническая концепция особого пути освободившейся от гне­та самодержавия России к демократическому социализму через крестьянскую общину и различные виды коопера­ции. При этом, в отличие от марксистов, эсеры не связы­вали социализм с высоким уровнем развития капитализ­ма, отрицали мелкобуржуазный характер трудового крестьянского хозяйства, считали его экономически ус­тойчивым и перспективным и не видели принципиальных различий между крестьянином-тружеником и городским рабочим. I съезд Партии социалистов-революционеров (ПСР) состоялся лишь в самом конце декабря 1905 — на­чале января 1906 г. на территории Финляндии. На нем были представлены более 40 местных эсеровских органи­заций. Съезд принял программу и устав партии, избрал ее ЦК. (Вспомните, в чем заключалась суть эсеровской программы социализации земли. В чем ее отличия от предложенной большевиками идеи национализации земли и меньшевистской программы муниципализации земли?)

Но ПСР не избежала той же участи, что и РСДРП: в

1906 г. ее левое крыло оформилось в Союз социалистов- революционеров максималистов, а правое во главе с

А. В. Пешехоновым — в Трудовую народно-социалисти­ческую партию. Максималисты требовали создания «тру­довой республики», обобществления не только земли, но и фабрик и заводов, пропагандировали широкомасштаб­ный политический и аграрный террор, экспроприации. Народные социалисты (энесы), напротив, были горячими сторонниками мирного эволюционного продвижения Рос­сии к социализму.

3. Анархисты. Помимо марксистов и неонародников, со­циалистический спектр российского оппозиционного дви­жения был представлен и анархистами, хотя во многом чуждая российскому менталитету идея анархической без- государственности находила в России не очень много сто­ронников: в 1900-е гг. их число не превышало 5—7 тыс. человек. Анархистское движение было представлено не­сколькими течениями — анархисты-индивидуалисты, анархисты-коммунисты (сторонники П. А. Кропоткина) и анархисты-синдикалисты. Всех их объединяло отрицание любых форм государственности, стремление освободить личность от всех форм политической, экономической и духовной зависимости посредством объединения в свобод­ные и добровольные ассоциации граждан. Анархисты ши­роко применяли террор, в том числе «безмотивный» (только за принадлежность к классу «паразитов-эксплуа- таторов»), экспроприации, не брезговали и чисто уголов­ными делами. Своей непосредственной целью они счита­ли «развивать и укреплять дух бунтарства и разруше­ния».

4. Изменения в либеральном движении. Успешное разви­тие модернизационных процессов порождало у либераль­но настроенной интеллектуальной элиты российского об­щества твердую уверенность в том, что страна по всем направлениям должна развиваться по модели западного общества. И чем более зрелыми становились в России ры­ночные отношения, чем интенсивнее шла переплавка ста­рых классов-сословий в социальные страты (группы) сов­ременного общества, тем все более твердыми становились убеждения этой части общества в несоответствии самодер­жавной власти и других элементов традиционного обще­ства национальным интересам страны. Предложенный верховной властью путь освоения европейских достиже­ний при сохранении традиционных основ государственной и общественной жизни представлялся либералам-западни- кам в принципе невозможным. Система их мировоззрен­ческих ценностей более соответствовала западноевропей­ским понятиям о гражданском обществе и правовом государстве. Они открыто заговорили о необходимости ка­питалистической модернизации России, о буржуазии как новом, восходящем классе, призванном в ближайшей перспективе стать ведущей социальной и политической силой, определявшей ведущую тенденцию развития обще­ственного прогресса.

Непоследовательность власти в деле модернизации страны приводила к расширению социальной базы либе­рализма за счет приобщения к нему широких слоев демо­кратической интеллигенции. Либералы новой генерации, впитавшие и переработавшие новейшие идеи западноевро­пейской науки и реформистских течений в марксизме, способствовали радикальным изменениям в области идео­логии и программы, политики и тактики либерального движения.

Перегруппировка сил в либеральном движении приве­ла к усилению влияния в нем так называемых конститу­ционалистов, стоявших за законодательный парламент за­падноевропейского образца, которые потеснили традици­онный земский элемент. Однако в России нельзя было открыто призывать к установлению конституционного строя. Поэтому перед либералами неизбежно встал вопрос

о переходе к нелегальным методам деятельности и о со­здании подпольной политической организации.

Было решено начать с издания за рубежом бесцензур­ного журнала. В его подготовке принимали участие наи­более активные конституционалисты: земские деятели И. И. Петрункевич, Ф. И. Родичев, Д. И. Шаховской, Петр и Павел Долгоруковы, Н. Н. Львов, Ю. А. Новосильцев и др., представители интеллигенции П. Н. Милюков,

П. Б. Струве, П. И. Новгородцев, А. А. Корнилов, А. А. Ки- зеветтер, В. Я. Богучарский и др., а также сочетавшие земскую деятельность с научной В. И. Вернадский,

В. Е. Якушкин, С. А. Котляревский и др.

18 июня 1902 г. в Штутгарте под редакцией П. Б. Стру­ве вышел первый номер журнала «Освобождение». Цент­ральное место в номере занимало программное заявление «От русских конституционалистов», автором которого яв­лялся П. Н. Милюков.

Появление журнала «Освобождение» явилось поворот­ным пунктом в истории русского либерализма, поскольку впервые либералы выступили с самостоятельным органом и с особой политической программой.

ОТ РУССКИХ конституционалистов

...Первым пунктом программы должны быть... тре­бования, которые во всех культурных государствах дав­но уже легли в основу свободной общественной жизни как ее элементарнейшие и необходимые предваритель­ные условия:

1. Личная свобода, гарантированная независимым судом...

2. Равенство всех перед законом...

За этими необходимыми предпосылками личной сво­боды и равенства прав, гражданских и политических, следует столь же необходимое признание элементарных условий свободной политической мысли и критики:

1. Свобода печати...

2. Свобода собраний и союзов.

3. Право петиций.

...Только при условии принципиального признания всех перечисленных «основных прав» получает свой полный смысл и то политическое требование, которое можно... считать центральным... в конституционной программе, а именно:

Бессословное народное представительство в постоян­но действующем и ежегодно созываемом верховном уч­реждении с правами высшего контроля, законодатель­ства и утверждения бюджета...

Экономические, финансовые, культурно-просвети­тельные, административные реформы, рабочее законо­дательство и аграрный вопрос, децентрализация и пере­устройство местного самоуправления — все эти и по­добные им вопросы, выдвинутые русской жизнью, составляют неисчерпаемый материал для будущей за­конодательной деятельности представительного ор­гана Помимо формулировки программы, важнейшим... вопросом является вопрос о мерах и способах ее осуще­ствления... Принципиальные основы политической ре­формы должны... быть... признаны и утверждены актом высочайшей воли (императором. — Авт.).

Сделайте выводы о программных и тактических установках конституцио­налистов. Чем они отличались от марксистских и эсеровских?

20—22 июля 1903 г. в Швейцарии состоялось совеща­ние двадцати конституционалистов, решившее учредить нелегальную организацию «Союз освобождения». В янва­ре 1904 г. в Петербурге нелегально прошел учредитель­ный съезд «Союза освобождения», на котором присутство­вали представители 22 городов.

С момента своего появления «Союз освобождения» вел борьбу на два фронта. Он стремился, с одной стороны, подтолкнуть самодержавие на разумный компромисс с об­ществом и дать стране конституцию, а с другой — найти общий язык с радикалами, чтобы избежать насильствен­ного решения объективно назревших задач общественно­го развития. Неудивительно, что «освобожденцы» поддер­жали идею о созыве конференции всех революционных и оппозиционных партий Российской империи и играли в ее работе самую активную роль.

Конференция открылась в Париже 17 сентября 1904 г. Из 18 общероссийских и национальных организаций, по­лучивших приглашения, в ней приняли участие только восемь, в том числе ПСР (из наиболее заметных отсутство­вала лишь РСДРП). Участники конференции выработали общую платформу, включавшую требования ликвидации самодержавия, замены его «свободным демократическим строем на основе всеобщей подачи голосов» и права «на­ционального самоопределения народностей России».

Политическая активность «освобожденцев» вызвала резкое недовольство не только либералов славянофильско­го толка во главе с видным земским и общественным де­ятелем Д. Н. Шиповым, выступавшим против законода­тельного ограничения самодержавия, но и умеренной час­ти земских конституционалистов, которые в ноябре 1903 г. в Москве образовали особый «Союз земцев-конституцио- налистов».

В конце 1904 г. в связи с поражениями русской армии в войне с Японией и обострением внутриполитического кризиса возросла активность либералов. Центральным со­бытием стал ноябрьский съезд (частное совещание) зем­ских деятелей в Петербурге. В речах и тостах, произносимых на банкетах, звучали призывы довести реформы 60—70-х гг. до их логическо­го конца, т. е. ввести конституционное правление.

Таким образом, в начале XX в. российское оппозици­онное движение представляло собой пеструю мозаику раз­личных идеологических течений, которые находились в состоянии конфронтации не только с самодержавным ре­жимом, но и между собой, что не позволяло выработать единую общенациональную идеологию, выражавшую ве­дущие тенденции общественного развития России, ее под­линно национальные интересы.

Вопросы:

1.В чем причины роста оппозиционного движения в России в начале XX в.? 2. Как вы думаете, почему первыми в России появились партии социалистической ори­ентации? 3. В чем различие российского и западноевро­пейского социал-демократического движения? 4. Почему среди российской интеллигенции были популярны неонароднические идеи? 5. Как представляли себе будущее России анархисты? Почему они пользовались меньшей популярностью, чем социал-демократы и социалисты-ре­волюционеры? 6. Какие новые черты были характерны для российского либерального движения начала XX в.? Дайте оценку попыткам либералов заключить союз с ре­волюционерами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: