Прочитайте текст и выполните задания 1–3

Часть 1

(1)Для антарктического плавания под командованием Беллинсгаузена Адмиралтейство снарядило два корабля: шлюпы «Мирный» и «Восток», что оказалось не самым удачным выбором и негативно отразилось на планах экспедиции. (2)Если «Мирный», построенный по проекту русских инженеров Колодкина и Курепанова и укреплённый капитаном Лазаревым перед началом экспедиции, блестяще проявил себя в ледовом походе, то «Восток»,

спроектированный британскими инженерами, качественно уступал «Мирному» и оказался настолько слаб для плавания в полярных льдах, что к концу экспедиции состояние шлюпа было неудовлетворительным.(3) …. побудило Беллинсгаузена

задуматься о досрочном прекращении экспедиции, а затем вынудило его принять решение о возвращении.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Шлюп «Мирный», построенный по проекту русских инженеров, оказался намного крепче «Востока», который был спроектирован британцами.

2) Для антарктической экспедиции Беллинсгаузена Адмиралтейство выбрало корабли, построенные по разным проектам и на разных верфях.

3) Не самый удачный выбор кораблей для антарктической экспедиции Беллинсгаузена стал причиной её раннего окончания: шлюп «Восток»оказался слишком слаб для плавания во льдах.

4) Командующий русской антарктической экспедицией капитан Беллинсгаузен имел в своём распоряжении два разных по мореходным качествам корабля: шлюпы «Мирный» и «Восток».

5) Беллинсгаузен вынужден был досрочно прекратить антарктическую экспедицию из-за того, что один из выбранных кораблей оказался слаб для плавания в полярных льдах.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

однако

поэтому

это

потому что

хотя

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛАН. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПЛАН, -а, муж.

1) Чертёж, изображающий на плоскости какую-н. местность, сооружение. П. города. П. здания (изображение его в горизонтальном разрезе).

2) Заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.

Производственный п. Работать по плану. Стратегический п. Календарный п.

3) Взаимное расположение частей, краткая программа какого-н. изложения. П. доклада.

4) Место, расположение какого-н. предмета в перспективе. Передний, задний п. Выдвинуть что-н. на первый п. (также перен.: придать чему-н. важное, существенное значение).

5) Масштаб изображения кого-чего-н. Дать лица крупным планом (в кадре кино-или телефильма: на переднем плане, приблизив к зрителю).

6) Область проявления чего-н. или способ рассмотрения чего-н., точка зрения

(книжн.). Действие в спектакле развивается в двух планах. В теоретическом плане.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Выпишите это слово.

ободрИть

сОгнутый

мозАичный

нарвалА

ловкА

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Проблема ЭКОНОМИЧЕСКОГО роста и его темпов – одна из важнейших в макроэкономике.

Диетолог выписал пациенту ряд гомеопатических препаратов и помог подобрать ЭФФЕКТНУЮ диету.

ДЕМОКРАТИЧНЫЙ стиль управления подразумевает гармоничное распределение инициативы и ответственности между руководством и подчинёнными.

ИГРИВАЯ улыбка тронула его губы.

В праздничном концерте приняли участие ДИПЛОМАНТЫ музыкального конкурса.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОЛОЖИТЕ на полку

корзина ВИШНЕЙ

наиболее ЧАСТО

в ОДНА ТЫСЯЧА пятьсот десятом году

ПОЕЗЖАЙ налево

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ   ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ  
А) Согласно устава монас тыря, иноки должны были обедать все вместе и в определённое время.   1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом  
Б) В рассказе «Ионыче» А.П. Чехов обращается к теме духовной деградации личности.   2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым свободе.    
В) Не желая никому зла, но и не делая добра, Печорину хотелось помочь окружающим наладить спокойную жизнь.   3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением    
Г) Изменчивость — это свойство организмов, противоположных наследственности.   4) ошибка в построении предложения с однородными членами  
Д) Я люблю и скучаю по родным местам. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом  
  6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом  
  7) неправильное построение предложения с косвенной речью

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

шт...мповать

п...роль

б...тонировать

оз...рение

непром..каемый

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

(держать) на пр.. мете, пр.. клонный

роз...ск (преступников), не воз.. мело (действия

под...греть, пр...родина

бе...перспективный, ни...ложить

неот..емлемый, ар..ергардный

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

преодол...вать

никел...вый

сторож...вая

усил...вать

потч..вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

закруч.. нная

он вклин...тся

стел.. щийся дым

увлека.. мый

расстро.. нное

12 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

А молодой человек даже и деньги с него вперёд получил, (НЕ)МАЛЫЕ деньги.

Чайка, когда она птица, а (НЕ)СИМВОЛ, злющее существо.

Причиной смеха служили вовсе (НЕ) СМЕШНЫЕ места его импровизации, а те гримасы, которые за его спиной строил Караулов.

(НЕ)ПРЕКРАЩАЮЩИЙСЯ в течение суток дождь надолго задержал нас в избушке лесника.

Лицо твое (НЕ)ОБОЖЖЕНО солнцем, и руки твои белы.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(НЕ)СМОТРЯ на университет и театр, жить в городе было КАК(ТО) скучновато.

(ПО)НАЧАЛУ не стоит тренироваться (В)ПОЛНУЮ силу.

Сергей (НА)ИЗУСТЬ знал правила дорожного движения и теоретическую часть экзамена сдал (С)ЛЁТУ.

Мухтар (ПО)ДОЛГУ недвижно лежал у двери, Марья не раз пыталась отвлечь его от тяжёлых собачьих дум едой, но всё было (В)ПУСТУЮ.

Студент выбрал эту тему реферата, ЧТО(БЫ) лучше узнать историю музыки, и В(ТЕЧЕНИЕ) месяца изучал полученные в библиотеке книги.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Солнце медленно поднималось из осе(1)его марева, село обозначилось верхушками более явстве(2)о, оттуда донеслись петуши(3)ые крики, в поле уже пасся смеша(4)ый табун овец и коз.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Керженец поразил нас своей тихой задумчивой и сумрачной красотой.

2) Лишь небольшой испанский сторожевой катер да мирные рыбачьи суда сновали по морю.

3) Старый замок радушно принимал и покрывал и перекатную голь и сиротливых старушек и безродных бродяг.

4) Немец-управляющий о хищениях на фабрике не знал или знать этого не желал.

5) Оркестр играл сладкие вальсы, задорные попурри и от звуков этих людям вокруг становилось легко и радостно.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вскоре в очаге (1) широко зиявшем открытою пастью в середине юрты (2) вспыхнул огонёк (3) зажжённой мною (4) лучины.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В ближайшие два года (1) может быть (2) осуществлено строительство платной автотрассы между Москвой и Санкт-Петербургом. Ширина проезжей части дороги (3) по мнению инженеров (4) будет достаточной для самого большого транспортного потока.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В глубоком молчании сидели мы с братом на заборе под тенью густого серебристого тополя и держали в руках удочки (1) ржавые крючки (2) которых (3) были опущены (4) в огромную бадью с загнившей водой.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

С Кузнецкого моста я заехал в кондитерскую на Тверской (1) и (2) хотя желал притвориться (3) что меня в кондитерской преимущественно интересуют газеты (4) не смог удержаться от нескольких сладких пирожков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: