Прочитайте текст и выполните задания 1–3

Часть 1

1 Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

(1)Хотя фрегата обычно причисляют к пеликанам, он почти ничем не похож на эту неуклюжую, напоминающую домашнего гуся птицу и существенным образом отличается от прочих океанских птиц. (2) По своему строению фрегат похож на крупного сокола или даже на орла: его нижние конечности оканчиваются не перепончатой утиной лапой, а острыми когтями, что не позволяет фрегату держаться на воде, зато помогает ему смертельной хваткой вцепляться в добычу. (3) Он и в повадках своих очень походит на сокола и орла, …. моряки зовут фрегата морским соколом или фрегат-орлом.

1) Фрегат по своему строению и повадкам больше похож на сокола или орла, чем на морскую птицу, поэтому моряки называют его морским соколом или фрегат-орлом.

2) Хотя фрегата причисляют к пеликанам, он по своему строению и повадкам мало напоминает эту неуклюжую, похожую на домашнего гуся птицу.

3) Сходство фрегата с соколом и орлом позволило морякам называть его морским соколом или фрегат-орлом, хотя обычно его причисляют к пеликанам.

4) Нижние конечности фрегата оканчиваются острыми когтями, что позволяет ему крепко вцепляться в добычу.

5) Фрегат не способен держаться на воде, поскольку его лапы не похожи на перепончатые конечности водоплавающих птиц.

2 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

однако

поэтому

это

потому что

хотя

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЛАПА. Определите значение, в котором это слово употреблено в втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЛАПА, -ы, жен.

1. Стопа ноги или вся нога у животных, имеющих подвижные конечные члены пальцы, а также (прост.) о руке (реже о ноге) человека. Медвежья л. Л. птицы, черепахи. Попасть в лапы к кому-н. (перен.: стать в зависимое положение от кого-н.; разг. неод.). Наложить свою лапу на что-н. (перен.: распространить своё влияние, власть на кого-что-н.; разг. неод.). Забрать кого-н. в лапы (перен.: подчинить себе; разг. неод.). Положить, дать на лапу или в лапу кому-н. (дать взятку; разг.).

2. Ветвь хвойного дерева. Лапы ели.

3. Шип в конце бревна (спец.). Рубить в лапу.

4. Изогнутый и расплющенный конец некоторых инструментов, приспособлений. Л. якоря.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке

ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Выпишите это слово.

плодонОсить

прИнятый

сверлИт

ждалА

красИвейший

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Попадая в ЗАТРУДНИТЕЛЬНОЕ положение, каждый из нас действует обычно в соответствии со своим характером.

Интерьеры с дизайном в готическом стиле ВЕЛИЧЕСТВЕННЫ и изящны.

ЭФФЕКТИВНЫЙ метод лечения заболеваний верхних дыхательных

путей – ингаляция.

Вера Александровна чересчур ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНА, и малейшая безделица ее может встревожить.

ГЛИНЯНЫЕ почвы трудно обрабатывать, но они хорошо задерживают влагу.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

несколько ПОЛОТЕНЕЦ

ПЯТИДЕСЯТЬЮ рублями

РАЗОЖЖЁТ костер

современные ГОСПИТАЛИ

ОБЕИМИ страницами

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ   ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ  
А) В качестве эпиграфа к сочинению ученик привёл несколько строк из поэмы «Флейты-позвоночника» В.В. Маяковского.   1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом  
Б)Те, кто отдыхает в горах, может стать участниками захватывающего тура по обследованию пещер.   2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым  
В)Вопреки тревожных прогнозов метеорологов, тайфун в этот раз обошёл город стороной.   3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением  
Г) Одним из путешественников, открывшего миру горные и пустынные районы Центральной Азии, был Н.М. Пржевальский.   4) ошибка в построении предложения с однородными членами  
Д) Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что «в свой жестокий век восславил я свободу». 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом  
  6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом  
  7) неправильное построение предложения с косвенной речью
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. ур…внение раст...рание разоч...рованный р…сточек пал..садник   9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. с.. мнительный, поз...вчерашний ра...ветвлённый, и.. кусственный пр...красное (утро), пр…косновение раз...грать (друга, сверх...нтересный пр…поведник,..тдал   10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. отчётл...вый милост…вый подозр...вать успока..вающее солом..нка   11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. колебл.. мый зате.. нный надломл...нный (она) наде...тся прикле...вший (марку)   12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.Раскройте скобки и выпишите это слово. Дениска прислушивался к их разговорам и, ничего (не) понявший, тряхнул головой. Мы вышли в коридор для (не)большого совещания. Дворник наш (не)способен и муху обидеть. Без дружбы никакое общение (не)имеет смысла. Мы обратили внимание, что рубашка на кондукторе мятая, а ботинки (не)чищены.   13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. ОТКУДА(ТО) налетел ветер, поднялись волны, и ЧТО(БЫ) лодку не унесло в море, ребята вытащили её на берег. Мы не знали точно, (ИЗ)ЗА чего Максим, (ОТ)РОДУ ничего не боявшийся, так испугался моря. (НЕ)СМОТРЯ на мощные подпорки, за зиму старый сарай сильно покосился (НА)БОК. (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ беседы Иван оставался (ТАК)ЖЕ спокоен, как и его отец. Иван Петрович постоял с закрытыми глазами, КАК(БЫ) собираясь с мыслями, ЧТО(БЫ) произнести заключительное слово.   14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Старообрядцы сдержа(1)о посовещались, и один из них, пригибаясь, подошёл к печи и положил на колени Яшкина круглый каравай хлеба, кусок варё(2)ого мяса, две луковицы и берестя(3)ое лукошко с солью, сдела(4)ое в виде пенала.   15. Расставьте знаки препинания.Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУзапятую. Запишите номера этих предложений. 1. Он вынул из кармана кисет и трубку и потом взял из костра горячий уголь. 2. Весь видимый мир для нас ограничивался этим костром да небольшим клочком острова с выступавшими очертаниями кустов. 3. Лодка мерно качалась и тихо взвизгивала под ударами отражённой и разбитой но всё ещё крепкой волны. 4. На небе не было видно ни звёзд ни месяца ни зари. 5. В минуты меланхолии грозный генерал становился беспомощнее ребёнка и многие спешили выместить на нём свои обиды.   16. Расставьте знаки препинания:укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Пространство напротив (1) находившегося между крыльцом и глухой стеной окна (2) было забрано высокими досками (3) позволявшими видеть (4) только небольшой клочок неба.   17. Расставьте знаки препинания:укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Уже около двух тысяч лет назад греческим и римским учёным было (1) доподлинно (2) известно, что на востоке Европы живут многочисленные племена венедов. Венеды (3) по мнению современных археологов (4) и были предками современных славянских народов.    

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я не стал обращать внимания на тон моего хмурого соседа (1) в лице (2) которого (3) старался теперь видеть простого и незлого человека (4) и взял предложенные им чашку и хлеб.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Они заговорили о здоровье графини и об общих знакомых (1) и (2) когда прошли те требуемые приличием десять минут (3) после которых гость может встать (4)

Николай поднялся и стал прощаться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: