Инструменты

Действующее налоговое законодательство предоставляет хозяйствующим субъектам ряд возможностей для практической реализации НП.

Инструменты НП — налоговые льготы, специальные налоговые режимы, зоны льготного налогообложения на территории Российской Федерации и за рубежом, соглашения об избежании двойного налогообложения и т. д., позволяющие практически реализовать предусмотренные законодательством наиболее выгодные с позиций возникающих налоговых последствий условия хозяйствования.

В качестве основных инструментов НП можно выделить следующие:

Налоговые льготы, предусмотренные налоговым законодательством (например, льготы по налогу на имущество организаций, работниками которых являются инвалиды, если их численность составляет более 50 %).

Оптимальная с позиций налоговых последствий форма договорных отношений (например, реализация продукции самостоятельно или через комиссионера; производство готовой продукции из собственного сырья или из давальческого сырья).

Цены сделок (например, увеличение покупных или снижение продажных цен по сделкам с контрагентами).

Отдельные элементы налогообложения (например, дифференциация налоговых ставок по прибыли (доходу) у индивидуальных предпринимателей и у юридических лиц).

Специальные налоговые режимы, предусмотренные ст.18 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), и особые системы налогообложения (например, упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, единый налог на вмененный доход).

Льготы, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения и иными международными договорами и соглашениями применяемые в рамках международного налогового планирования (международное налоговое планирование – деятельность компании направленная на сокращение своих налоговых обязательств посредством ведения различных частей бизнеса в различных юрисдикциях, дающих согласно законодательству этих стран те или иные налоговые льготы[2]).

Проектные компании или компании SPV, созданные для управления финансовыми потоками.

Элементы бухгалтерского учета в целях налогообложения, учетная политика в целях налогообложения (например, метод определения выручки от реализации «по оплате» или «по отгрузке», оценка материально — производственных запасов и расчет их фактической себестоимости при списании в производство, порядок переоценки основных средств, наличие или отсутствие резервов предстоящих расходов и платежей).

Создание схемы налогового планирования.

При осуществлении НП организация создает определенную схему, в соответствии с которой она планирует осуществлять финансово — хозяйственную деятельность. Основная задача организации при этом состоит в том, чтобы правильно применить и сгруппировать используемые инструменты НП с целью построения системы, позволяющей реализовать задачи НП наилучшим образом. Схема НП представляет собой оптимальную структуру организации хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, выработанную с учетом соответствующих требований законодательства в качестве варианта оптимизации налогообложения согласно поставленным целям.

При осуществлении НП необходимо учитывать вероятность изменений в налоговом законодательстве, которые могут быть связаны с тенденциями в развитии налоговой политики, установлением новых форм и режимов налогообложения, корректировок налоговых ставок, отменой налоговых льгот и т. д. Оценка этой вероятности должна производиться на основе имеющейся информации с учетом существующих тенденций налоговой теории и политики.

Обычно изменения, которым подвергается налоговое законодательство, вступают в силу не сразу после принятия соответствующих документов, а по истечении определенного периода времени (вплоть до нескольких лет). Таким образом, сотрудники организации, создающие схемы налогового планирования, могут заранее ознакомиться с нормативными правовыми актами и понять, какие налоговые выгоды можно извлечь из их применения.[3]

Самый ответственный период для создания новых схем налогового планирования — последние недели перед началом нового года, так как большинство изменений, способных выгодно оптимизировать налогообложение, вступают в силу с 1 января каждого года. В некоторых случаях требуется изменить те или иные положения учетной политики организации в целях налогообложения.


39. Государственные органы как участники отношений в налоговой сфере. Их права и обязанности.

Государственные органы как участники отношений в налоговой сфере Федеральная налоговая служба. Таможенные органы. Федеральная служба по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями. Другие участники отношений в налоговой сфере. 1. Налоговыми органами являются Федеральная налоговая служба (далее – ФНС) и ее подразделения в субъектах РФ, а также (в оговоренных случаях) и таможенные органы. Эти органы наделяются очень широкими полномочиями в сфере налогообложения, поскольку их первостепенная задача – формирование доходной части государственного бюджета. Основными задачами, возложенными на ФНС, являются: 1) контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах; 2) контроль правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджеты налогов и иных платежей, установленных законодательством РФ; 3) осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Законом установлен принцип «одного окна», который предполагает регистрацию, постановку на учет в налоговые органы и во внебюджетные фонды, а также присвоение кода органов статистики на основании однократного предоставления необходимых документов в налоговые органы. Система органов ФНС выступает в качестве единой, независимой и централизованной системы контроля; основной источник финансирования – средства федерального бюджета. По иерархии управления она делится на три уровня: 1) федеральный уровень – ФНС; 2) региональный уровень – управления ФНС по субъектам РФ и межрегиональные инспекции ФНС по федеральным округам; 3) местный уровень – инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, а также инспекции ФНС межрайонного уровня. Положения о территориальных органах ФНС утверждены Приказом Минфина РФ от 9 августа 2005 г. № 101н. Персонал налоговых органов состоит из должностных лиц (начальники органов и инспекторы), оперативного состава (юристы, бухгалтеры и др.) и вспомогательного состава (секретари, водители и др.). Основное должностное лицо – налоговый инспектор, на которого возложено выполнение контрольной работы. Функции налоговых органов – федерального, региональных и местных – несколько отличаются друг от друга. Так, перечень функциональных обязанностей территориальных органов ФНС, в частности, охватывает: 1) контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах; 2) обеспечение своевременного и полного учета плательщиков налогов и сборов; 3) проверка достоверности документов бухгалтерского и налогового учета; 4) передача правоохранительным органам материалов по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность; 5) предъявление исков в суд общей юрисдикции или арбитражный суд. Центральный аппарат ФНС и его управления по субъектам Федерации выполняют, наряду с общими для всех звеньев, другие функции: 1) координация и контроль деятельности нижестоящих управлений и инспекций; 2) аналитическая и статистическая обработка материалов; 3) разработка и издание методических и инструктивных указаний по применению налогового законодательства; 4) сотрудничество с зарубежными и международными налоговыми организациями. Права налоговых органов выражаются в различных группах полномочий. Законодательством к этим группам полномочий отнесены: 1) постановка налогоплательщиков на учет; 2) контроль за выполнением налогового законодательства; 3) применение мер, направленных на пресечение нарушений налогового законодательства, а также мер ответственности к его нарушителям; 4) выпуск и издание инструкций и методических указаний по налогам. Налоговые органы имеют достаточно широкие права, в частности: 1) проверять соответствие цен рыночным по всем внешнеторговым сделкам; по сделкам между взаимозависимыми лицами и по бартерным операциям при значительном колебании цен (более 20%); 2) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков на любой срок в случае неисполнения обязанности по уплате налога, а также в случае отказа в представлении налоговой декларации; 3) определять суммы налогов, подлежащие внесению в бюджет, методом расчета по аналогии. Подробная регламентация полномочий налоговых органов предоставляет в их распоряжение надежный правовой механизм осуществления налогового контроля. Поэтому в дополнение к указанным выше правам налоговые органы также вправе: 1) требовать различные документы, служащие основанием для налогового производства; 2) проводить налоговые проверки в установленном порядке; 3) изымать документы по акту при проведении проверок; 4) вызывать в налоговые органы обязанных лиц для дачи пояснений; 5) приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков и иных обязанных лиц; 6) обследовать любые помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества; 7) взыскивать в установленном порядке недоимки и пени по налогам и т. д. Столь широкие полномочия и права, предоставленные налоговым органам, легко объяснимы. Действительно, налогоплательщик любыми способами, в том числе и не вполне законными, пытается сэкономить на налогах, а государство с помощью своих исполнительных органов стремится не допустить сокращения поступления налогов в казну. В настоящее время налоговые органы получили право исключать из Реестра юридических лиц фактически не действующие организации. Так, в административном порядке, т.е. без судебного решения, исключается организация, которая в течение 12 месяцев: а) не представляла документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах; б) не осуществляла операции ни по одному из своих банковских счетов. Обязанности налоговых органов определены ст. 32 НК РФ. Налоговые органы обязаны блюсти налоговое законодательство и осуществлять контроль за его соблюдением; вести учет налогоплательщиков и проводить с ними разъяснительную работу; бесплатно предоставлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения; осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, пеней и штрафов; соблюдать налоговую тайну. Кроме того, налоговые органы должны предоставлять в срок не позднее десяти дней со дня поступления запроса следующую информацию: о наличии задолженности юридического или физического лица по начисленным налогам и сборам за прошедший календарный год, об обжаловании наличия такой задолженности и о результатах рассмотрения жалоб. Правом такого запроса в соответствии с законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ обладают государственные или муниципальные заказчики, а также органы исполнительной власти. Следует отметить, что приказом ФНС от 2 сентября 2005 г. № САЭ-З-25/422 утвержден Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков. В нем приведены все виды услуг и сроки, в которые должны укладываться налоговые органы при решении тех или иных проблем налогоплательщика. Должностные лица налоговых органов обязаны: 1) действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами; 2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов; 3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство. Ответственность налоговых органов. В соответствии с законодательством должностные лица налоговых органов могут привлекаться к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности. Установлена ответственность налоговых органов и должностных лиц за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета. Вред, причиненный лицу незаконными действиями государственных органов и должностных лиц, возмещается на общих основаниях. Суммы убытков взыскиваются в пользу потерпевшего в полном объеме, т. е. возмещается не только имущественный ущерб, но и упущенная выгода. Субъектом имущественной ответственности за причинение убытков незаконными действиями выступает только налоговая инспекция. 2. Таможенные органы – единая система правоохранительных органов, непосредственно осуществляющих таможенное дело в РФ. Они также наделены специальными полномочиями в области установления и взимания таможенных платежей. Специальные полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц определены ст. 34 НК РФ: 1) таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным законодательством РФ, НК РФ РФ, а также иными федеральными законами; 2) должностные лица таможенных органов несут обязанности, предусмотренные ст. 33 НК РФ для должностных лиц налоговых органов, а также другие обязанности в соответствии с таможенным законодательством. Функциональные обязанности таможенных органов связаны с взиманием таможенных платежей, а также борьбой с нарушениями налогового законодательства. В соответствии со ст. 318 ТК РФ их полномочия распространяются на все таможенные платежи, к которым отнесены: 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; 4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; 5) таможенные сборы. Ответственным лицом за уплату таможенных пошлин, налогов является декларант. Таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за их уплату, самостоятельно. Порядок взимания таможенных платежей (налоговое производство) определен гл. 27–33 ТК РФ, принятого Государственной Думой 25 апреля 2003 г. Ответственность таможенных органов и их должностных лиц аналогична ответственности налоговых органов и регулируется ст. 35 НК РФ. Таможенные органы в соответствующих случаях несут ответственность за убытки или причиненный вред; осуществляют возврат излишне уплаченных налогов и таможенных пошлин. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами. 3. В настоящее время в структуре МВД РФ функционирует подразделение, на которое возложены функции бывшей налоговой полиции. Порядок и условия участия указанной службы в действиях по осуществлению налогового контроля и в привлечении к ответственности за налоговые правонарушения определены гл. 6 НК РФ. Задачами Главного управления по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями являются: 1) предупреждение, выявление, пресечение и расследование нарушений законодательства о налогах и сборах; 2) обеспечение безопасности сотрудников налоговых инспекций; 3) выявление, предупреждение и пресечение коррупции в налоговых органах. Служба по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями строится на основах централизации, единоначалия и территориального деления РФ. Особенностями деятельности рассматриваемой службы являются сочетание в работе гласных и негласных форм, конфиденциальность, взаимодействие с другими органами, общественными объединениями и гражданами, а также налоговыми службами других государств. Органы, на которые возлагается обязанность по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями, полномочны: по запросу налоговых органов участвовать вместе с ними в проводимых выездных налоговых проверках. В НК РФ закреплен принцип разграничения компетенции. Так, органы, осуществляющие борьбу с преступлениями в налоговой сфере, при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, обязаны в десятидневный срок со дня выявления таких обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения. Ответственность органов по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями и их должностных лиц регулируется ст. 37 НК РФ и, по существу, ничем не отличается от ответственности налоговых органов и их должностных лиц. 4. К другим участникам налоговых отношений относятся финансовые органы во главе с Министерством финансов РФ, а также органы государственных внебюджетных фондов. Министерство финансов РФ – его основными задачами являются разработка и реализация стратегии финансовой политики государства, составление проекта и исполнение бюджета, в частности, его доходной части. В его ведении находится ФНС. Департамент налоговой политики, входящий в состав Министерства финансов РФ, выполняет следующие функции в налоговой сфере: 1) анализ влияния действующей налоговой системы на развитие экономики России; 2) участие в разработке предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы; 3) оценка эффективности решений, принимаемых по вопросам налогового законодательства; 4) разработка мер по повышению собираемости налогов и сборов, а также финансовому и налоговому стимулированию предпринимательства; 5) подготовка проектов нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов РФ; 6) обеспечение исполнения доходной части федерального бюджета; 7) принятие нормативно-правовых актов по вопросам налогообложения, по ведению разъяснительной работы по законодательству РФ о налогах и сборах;8) участие в переговорах по решению вопросов об избежании двойного налогообложения; 9) участие в переговорах по решению вопросов об избежании двойного налогообложения; 10) методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью. Казначейство. В составе Министерства финансов РФ действует единая централизованная система органов федерального казначейства (Казначейство). Она включает в себя: Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ; территориальные управления по субъектам Федерации; территориальные органы по городам и районам. На счетах органов Казначейства должны аккумулироваться все налоговые поступления в федеральный, региональные и местные бюджеты. Главная задача федерального казначейства в налоговой сфере – перераспределение сумм поступивших налогов «по уровням» бюджетов. Казначейство также осуществляет на основании представлений налоговых инспекций возврат из республиканского бюджета излишне взысканных и уплаченных налогов, сборов и иных платежей. В настоящее время Министерство финансов РФ дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, утверждает формы по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения. Кроме того, в соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов РФ по применению налогового законодательства. Государственные социальные внебюджетные фонды. Эти фонды созданы с целью реализации прав трудящихся России, гарантированных им Конституцией РФ. Фонды действуют как самостоятельные юридические лица. Средства фондов имеют строго целевое назначение: 1) социальное обеспечение по возрасту (Пенсионный фонд РФ); 2) обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца и в других предусмотренных законодательством случаях (Фонд социального страхования РФ); 3) бесплатная медицинская помощь и охрана здоровья (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования). Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. С 1 января 2001 г. изменен порядок сбора платежей в государственные социальные внебюджетные фонды: все взносы уплачиваются в составе единого социального налога. Таким образом, с введением единого социального налога государственные внебюджетные социальные фонды (кроме фонда занятости населения) не ликвидированы, для них лишь установлена единая налоговая база – выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц. В связи с этим система социальных налогов России в настоящее время состоит из: 1) единого социального налога, который делится на платежи в федеральный бюджет и три упомянутых фонда; 2) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ – 14%; 3) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний – тариф зависит от класса профессионального риска и варьирует от 0,2 до 8,5%. Следовательно, основное назначение единого социального налога – мобилизация средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. В отношении налогоплательщиков единого социального налога налоговые органы проводят все предусмотренные законодательством мероприятия налогового контроля, взыскивают суммы недоимки, пеней и штрафов, проводят в установленном порядке зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налога.


40. Камеральная налоговая проверка: ее назначение, процедура, сроки проведения.

Камеральная налоговая проверка - это одна из форм налогового контроля (абз. 2 п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 87 НК РФ). Целью камеральной проверки является выяснение, соблюдает ли налогоплательщик законодательство о налогах и сборах (п. 2 ст. 87 НК РФ).

Камеральная проверка начинается после представления в налоговую инспекцию налоговую декларацию или расчет (далее - отчетность). Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Таким образом, налоговики обязаны провести камеральную проверку на основании любой представленной налоговой декларации (расчета). Данный вывод подтверждается п. 2 ст. 88 НК РФ, а так же Постановлением Президиума ВАС РФ от 20.03.2007 N 16086/06.

О начале камеральной проверки налогоплательщика извещать налоговые инспектора не будут и это абсолютно законно, т.к. Налоговый Кодекс не обязывает налоговых инспекторов извещать налогоплательщика о проведении камеральной проверки поданных налоговых деклараций (расчетов). Фактически, проверка проводится автоматически по каждой представленной декларации (расчету) (п. 2 ст. 88 НК РФ), как минимум в виде автоматизированной сверки контрольных соотношений.

Узнать о том, что в вашем случае проводится углубленная камеральная проверка, вы можете только тогда, когда налоговый орган запросит у вас пояснения, истребует документы, начнет встречную проверку ваших контрагентов и т.п.

Все вышеизложенное касается так же и уточненных налоговых деклараций (расчетов по авансовым платежам).

Обратите внимание! Если на дату подачи уточненной налоговой декларации (расчета по авансовым платежам) не завершена проверка первичной декларации (расчета), то она прекращается и начинается камеральная проверка "уточненки" (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Очень часто налогоплательщиков волнует вопрос: возможна ли повторная камеральная проверка налоговой декларации (расчета)? Проверять одну и ту же декларацию (расчет) дважды налоговики не вправе - повторные камеральные проверки не предусмотрены законодательством (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 02.02.2010 N А12-10597/2009).

Порядок проведения камеральной проверки.

Итак, камеральную проверку проводит только та налоговая инспекция, в которую подана декларация или расчет и только по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ).

Камеральная в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п.2 ст.88 НК РФ). При этом специальное решение руководителя налогового органа для проведения проверки не требуется.

В случае выявления ошибок и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. (п.3 ст.88 НК РФ).

В случае если налогоплательщик представляет в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, он так же вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет) (п.4 ст.88 НК РФ). Налоговый инспектор, который проводит камеральную проверку, в свою очередь обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ. Обратите внимание! Если налоговый орган не выявляет в представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчете) ошибок или не соответствий, то акт проверки не оформляется (п.5 ст.88 НК РФ), т.е. налогоплательщик даже не узнает, что в отношении поданной им декларации (расчете) проводилась камеральная проверка.

В случае если в налоговой декларации налогоплательщик заявил какие-либо льготы или предъявил НДС к возмещению из бюджета, то налоговый орган проводит углубленную камеральную проверку и имеет право истребовать в установленном порядке документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы (п.6, 8, 9 ст.88 НК РФ).

Обратите внимание! Если налогоплательщик не использует налоговые льготы, не заявляет НДС к возмещению из бюджета, то налоговый орган не вправе истребовать у него дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст.88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Налоговым Кодексом (п.7 ст.88 НК РФ).

У многих организаций возникает вопрос, если они подают налоговую декларацию (расчет) нем как налогоплательщики, а как налоговые агенты, подвергается ли такая отчетность камеральным проверкам? Ува, но все правила, предусмотренные для налогоплательщиков, распространяются и на налоговых агентов, а так же на плательщиков сборов (п.10 ст.88 НК РФ).


41. Выездная налоговая проверка: ее назначение, процедура, сроки проведения.

Выездная налоговая проверка — вид налоговой проверки. В отличие от камеральной налоговой проверки, производится, как правило, по месту нахождения налогоплательщика и на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции.

Существует 2 метода выездной налоговой проверки:

1) Сплошной

2) Выборочный

Как правило, налоговики применяют сплошной метод проверки, поскольку решения по результатам выборочных проверок могут быть признаны недействительными.

Выездные проверки бывают:

● комплексные и тематические;

● плановые и внеплановые;

Выездная проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким видам налогов. Налоговые органы не вправе проводить в течение одного года более двух выездных налоговых проверок одного и того же налогоплательщика по одним и тем же налогам за один и тот же период времени.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

Основаниями для продления срока проведения выездной налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев могут являться (Приказ ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@): 1) проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших; 2) получение в ходе проведения выездной налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки; 3) наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка; 4) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно: четыре и более обособленных подразделений - до четырех месяцев; менее четырех обособленных подразделений - до четырех месяцев, в случае если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50 процентов от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50 процентов от общей стоимости имущества организации; десять и более обособленных подразделений - до шести месяцев; 5) непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный в соответствии с пунктом 3 статьи 93 Кодекса срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки; 6) иные обстоятельства. При этом в данном случае необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.

Кроме того, у налоговых органов могут быть основания для проведения повторной налоговой проверки:

1) при контроле за деятельностью нижестоящего налогового органа, ранее проводившего проверку;

2) в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

Выездная проверка производится в целях контроля за правильностью исчисления, а также полнотой и своевременностью уплаты налогоплательщиком (налоговым агентом) налогов (сборов). Выездная проверка может проводиться также в связи с:

реорганизацией предприятия;

ликвидацией предприятия;

контролем за деятельностью налоговых органов вышестоящими налоговыми органами.

В день окончания выездной проверки проверяющий составляет справку об окончании проверки. В течение двух месяцев с указанного дня составляется акт выездной налоговой проверки. В акте должны быть указаны сведения о выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах, либо об отсутствии таковых. Акт вручается налогоплательщику либо его представителю.

На представление возражений на акт проверки предоставляется месяц, после чего в течение 10 рабочих дней материалы проверки и представленные возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. Указанное лицо по итогам рассмотрения принимает решение о привлечении либо об отказе в привлечении проверяемого лица к налоговой ответственности.

Решение, вынесенное по результатам проверки, вступает в силу по истечении месяца с момента вынесения и может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган. В случае отклонения жалобы вышестоящим налоговым органом решение может быть обжаловано в суде.


42. Ответственность за нарушение налогового законодательства.

Налоговая ответственность – охранительное правоотношение между государством и правонарушителем (налогоплательщиком, налоговым агентом и т.д.), где государству в лице налоговых органов и судов принадлежит право налагать налоговые санкции за совершенные налоговые правонарушения, предусмотренные НК, а у нарушителя – обязанность эти санкции уплатить.

Налоговая ответственность отражает негативную реакцию государства на совершенное налоговое правонарушение. Налоговые санкции носят исключительно имущественный характер и применяются в виде денежных взысканий (штрафов). Вопросы налоговой ответственности регулируются НК и КоАП РФ.

Налоговую ответственность следует рассматривать как особую разновидность административной ответственности, имеющую особенности в сфере налогового процесса: двухэтапный административно-судебный порядок привлечения к ответственности. Причем на каждом этапе (как административном, так и судебном) вопрос о привлечении лица к налоговой ответственности рассматривается заново и по существу налоговыми и судебными органами.

Административный этап. Обнаруженные в ходе налогового контроля налоговые правонарушения отражаются в специальном акте. В течение не более 14 дней руководитель налогового органа рассматривает акт а также документы и материалы, представленные правонарушителем. По результатам рассмотрения выносится решение: 1) о привлечении лица к налоговой ответственности; 2) об отказе в привлечении лица к налоговой ответственности; 3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

После вынесения «обвинительного» решения налоговый орган должен предложить правонарушителю добровольно уплатить сумму штрафа. Если нарушитель отказался добровольно уплатить эту сумму или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с нарушителя налоговой санкции.

Судебный этап. Исковое заявление о взыскании налоговой санкции подается налоговым органом: 1) в арбитражный суд – при взыскании санкции с организации или индивидуального предпринимателя; 2) в суд общей юрисдикции – при взыскании с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

К исковому заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки. Бремя доказывания факта налогового правонарушения возлагается на налоговые органы.

Налоговый орган и ответчик выступают в суде в качестве процессуальных сторон. Суды обязаны всесторонне, полно и объективно рассмотреть налоговый спор и дать юридическую оценку материалам дела. При этом суды вправе только проверить законность решения налогового органа о привлечении к ответственности; если суд придет к выводу, что в деянии ответчика отсутствуют признаки правонарушения, которое ему вменяется, но присутствуют элементы другого состава, суд должен отказать в иске о взыскании налоговой санкции. Самостоятельно переквалифицировать деяние суд не вправе.


43. Налогообложение операций с ценными бумагами.

Налогообложение операций с ценными бумагами регулируетсястатьей 214.1НК РФ. Доходы от указанных операций уменьшаются на соответствующие расходы.

При совершении операций с ценными бумагами налоговую базу по НДФЛ определяет налоговый агент (п. 18 ст. 214.1 НК РФ).

В случае, когда налоговый агент не может удержать сумму НДФЛ, налогоплательщик обязан подать не позднее 30 апреля следующего года налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ и самостоятельно заплатить налог с дохода не позднее 15 июля следующего года (пп. 4 п. 1, п. 4 ст. 228, абз. 2 п. 1 ст. 229НК РФ).

Налоговой базой по операциям с ценными бумагами признается положительный финансовый результат, исчисленный за налоговый период раздельно по группам (совокупностям) операций:

1) с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;

2) с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

К ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, относятся:

1) ценные бумаги, допущенные к торгам российского организатора торговли на рынке ценных бумаг, в том числе на фондовой бирже;

2) инвестиционные паи открытых паевых инвестиционных фондов, управление которыми осуществляют российские управляющие компании;

3) ценные бумаги иностранных эмитентов, допущенные к торгам на иностранных фондовых биржах.

Для целей налогообложения НДФЛ отнесение объектов гражданских прав к ценным бумагам устанавливается законодательством Российской Федерации и применимым законодательством иностранных государств (п.2 ст. 214.1НК РФ).

Отнесение ценных бумаг к обращающимся и не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг осуществляется на дату реализации ценной бумаги.

Ценные бумаги (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, управление которыми осуществляют российские управляющие компании) относятся к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, если по ним рассчитывается рыночная котировка ценной бумаги. Понятие рыночной котировки раскрыто в п. 4 ст. 214.1 НК РФ.

Доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде. Доходы в виде процента (купона, дисконта), полученные в налоговом периоде по ценным бумагам, включаются в доходы по операциям с ценными бумагами.

Финансовый результат по операциям с ценными бумагами определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в пункте 10 ст. 214.4 НК РФ. При этом расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на уменьшение доходов от операций с ценными бумагами или ФИСС, обращающимися или не обращающимися на организованном рынке, распределяются пропорционально доле каждого вида доходов. Порядок распределения указанных расходов установлен абз.2 п.11 ст. 214.1 НК РФ.

Порядок раздельного учета финансового результата по каждой операции и по каждой совокупности операций с ценными бумагами установлен п. 12 ст. 214.1 НК РФ. Отрицательный финансовый результат по каждой совокупности операций признается убытком.

Учет убытков по операциям с ценными бумагами осуществляется в порядке, установленном п.п. 15-16 ст. 214.1 и ст. 220.1 НК РФ. При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение налоговых вычетов при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке.


44. Особенности налогообложения малых предприятий.

Один из основных и действенных методов государственного стимулирования малого предпринимательства — система льгот по налогообложению. Законодательство для таких субъектов устанавливает особый порядок налогообложения, освобождения от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты.

Законы РФ и субъектов Федерации устанавливают льготы по налогообложению малых предприятий, фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, других учреждений и организаций, создаваемых в целях выполнения работ для субъектов малого предпринимательства и оказания им услуг (т. е. тех предприятий и организаций, деятельность которых способствует функционированию и развитию малого бизнеса).

В ст. 6 (п. 4) Закона РФ № 21161 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» регламентируется порядок налогообложения малых предприятий. В первые два года не платят налоги на прибыль малые предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, по производству продовольственных товаров, отдельных товаров народного потребления, медицинских товаров и лекарственных препаратов, осуществляется строительство и ремонтно-строительные работы, но при условии, что выручка от этих видов прибыли превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

На третий и четвертый год работы данные предприятия платят налог соответственно 25 и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от данных видов деятельности составляет свыше 90% выручки от реализации продукции (работ, услуг). Но эти льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.

Для малого предпринимательства существенное значение имеет положение п. 5 ст. 6 Закона о налоге на прибыль, по которому для предприятий, имевших в предыдущем году убыток (по данным годового бухгалтерского отчета), освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет (если средства резервного и других фондов предприятия также полностью использованы на эти цели).

В систему налоговых льгот для малых предприятий включается также освобождение от налоговых льгот части прибыли, направленной на финансирование отдельных мероприятий, освобождение от авансовых взносов налога на прибыль, упрощённый порядок налогообложения, а также налоговый инвестиционный кредит.


45. Особенности налогообложения иностранных юридических и физических лиц.

Экономические отношения человека и государства определяет принцип постоянного местопребывания (резидентства). Согласно данному принципу налогоплательщиков подразделяют:

- на лиц, имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве (резиденты);

- лиц, не имеющих в нем постоянного местопребывания (нерезиденты)

Налоговыми резидентами признаны физические лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 Налогового кодекса РФ).

Поскольку работодатель не может заранее с уверенностью утверждать, что иностранные работники пробудут на территории России не менее 183 дней, возникает вопрос: какую ставку налога применять - 13 или 30 процентов. Налоговые органы изложили свой подход к данному вопросу в Методических рекомендациях о порядке применения главы 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса РФ. В соответствии с пунктом 3 Методических рекомендаций, налоговыми резидентами РФ на начало отчетного года можно считать следующих иностранных граждан:

- получивших в органах внутренних дел разрешение на постоянное проживание или вид на жительство в Российской Федерации;

- временно пребывающих на территории России и зарегистрированных в установленном порядке по месту проживания.[10]

Кроме того, на 1 января отчетного года у этих граждан должен быть заключен трудовой договор с российской организацией. Предположительный срок этих трудовых отношений в текущем календарном году должен быть больше 183 дней. Если соблюдаются все эти условия, то доходы иностранцев облагаются налогом по ставке 13 %.

возможны две ситуации, в которых иностранная организация становится плательщиком налогов в России. Во-первых, если зарубежная компания в результате своей деятельности на территории нашей страны приобретает статус постоянного представительства иностранной организации. И во-вторых, деятельность компании не приводит к образованию статуса постоянного представительства иностранной организации, но компания, тем не менее, получает доходы от источников в России. Либо компания имеет постоянное представительство, но также получает доходы от других источников в России, помимо своего постоянного представительства.

Налогообложение иностранных физических лиц зависит от статуса и категории иностранного работника. Все иностранные работники делятся на временно пребывающих в РФ на основании визы или в безвизовом режиме; временно проживающих в РФ и получивших соответствующее разрешение; постоянно проживающих в РФ и получивших вид на жительство. Налоговый кодекс подразделяет всех иностранных физических лиц на резидентов и лиц, не являющихся резидентами РФ. Налоговыми нерезидентами признаются иностранные физические лица, фактически находящиеся на территории России менее 183 дней в течение последующих 12 месяцев.

Иностранные организации уплачивают налог на прибыль в государстве-источнике дохода, если их деятельность рассматривается как постоянное представительство, и только в той части, в которой их доход связан с деятельностью через постоянное представительство.

Иностранные организации являются плательщиками налога на имущество в двух случаях: если фирма осуществляет в России деятельность, приводящую к образованию постоянного представительства и если не осуществляет деятельность через постоянное представительство, но имеет на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее организации на праве собственности.

Как показало исследование, для целей налогообложения имеет значение категория иностранного работника. Все иностранные работники делятся на временно пребывающих в РФ на основании визы или в безвизовом режиме; временно проживающих в РФ и получивших соответствующее разрешение; постоянно проживающих в РФ и получивших вид на жительство. Налоговый кодекс подразделяет всех иностранных физических лиц на резидентов и лиц, не являющихся резидентами РФ. Налоговыми нерезидентами признаются иностранные физические лица, фактически находящиеся на территории России менее 183 дней в течение последующих 12 месяцев.

Для целей налогообложения налогом на доходы физических лиц уточнение налогового статуса иностранного физического лица имеет важное значение, поскольку доходы резидентов облагаются преимущественно по ставке 13 %, в отношении же доходов нерезидентов используется ставка 30 %. Кроме того, иностранные физические лица - нерезиденты не имеют права на предоставление стандартных налоговых вычетов.

Как правило, иностранные физические лица получают доходы на территории РФ в виде оплаты труда по гражданско-правовым, трудовым договорам или дивидендов на конкретных предприятиях или у индивидуальных предпринимателей. При этом у работодателей возникают обязанности налоговых агентов, то есть они обязаны правильно исчислить и удержать с нерезидентов налог на доходы физических лиц. Поэтому бухгалтер должен постоянно контролировать налоговый статус иностранного работника.

Если иностранный работник на начало года не являлся налоговым резидентом РФ или фактически находился на ее территории менее 183 дней в течение налогового периода, в этом случае доходы работника будут облагаться по ставке 30 %, при этом налоговые вычеты не предоставляются.

По истечении 183 дней пребывания иностранного работника на территории РФ его налоговый статус меняется. В этом случае организация вправе произвести не только перерасчет налога на доходы физических лиц по ставке 13 %, но и предоставить работнику стандартные налоговые вычеты (при наличии соответствующего заявления). Зачет переплаты налога в счет предстоящих платежей или возврат излишне удержанных с работника сумм производятся на основании его заявления, при этом в расчет включается весь доход, полученный работником с начала текущего года.

Россия является участницей международных соглашений об избежании двойного налогообложения, поэтому граждане отдельных стран (например, Украины, Германии, США и др.) могут быть освобождены от уплаты налогов или могут применять иные льготы. Их статус определяется по правилам конкретного соглашения со страной, резидентом которой они являются. В этом случае работник должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Россия заключила договор об избежании двойного налогообложения и документ о полученном доходе и об уплате налога за пределами России, подтвержденный налоговым органом этого государства.

Для расчета Единого социального налога с заработной платы статус налогоплательщика (резидент или нерезидент) значения не имеет. В данном случае важно определить статус иностранного работника.

Кроме налога на доходы физических лиц, в РФ иностранные физические лица являются плательщиками налога на имущество физических лиц, транспортного налога, налога на землю и налога на дарение. Иностранные физические лица не выделены в отдельные категории налогоплательщиков, и поэтому обязаны уплачивать перечисленные налоги на общих основаниях.


46. Налогообложение кредитных организаций, инвестиционных фондов, бирж, негосударственных пенсионных фондов.

Согласно законодательству, кредитные организации, инвестиционные фонды, биржи и негосударственные пенсионные фонды, являются юридическими лицами. Поэтому при налогообложении к ним применяются установленные законодательством РФ о налогах и сборах общие правила обложения юридических лиц. Порядок уплаты данными организациями налогов регламентируются положениями главы 25 («Налог на прибыль организаций») части второй НК РФ.

Особенности определения доходов и расходов негосударственных пенсионных фондов, определяются статьями 295 и 296 НК РФ. Для кредитных организаций применяются статьи 297.1, 297.2, 297.3. Для инвестиционных фондов и бирж статьи 298, 299.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: