Общие сведения

В скважину спускают колонну разного веса с различными скоростями.


Необходимые скорости спуска обеспечиваются главным и вспомогательным тормозами. Торможение при остановках осуществляется только главным тормозом, который поглощает в этот момент всю энергия движущеюся колонны. В используемых в настоящее время подъемных установках в качестве главного тормоза применяется ленточный тормоз состоящий из следующих основных элементов (рис. 25.1): тормозного шкива 1, закрепленного на ступице барабана лебедки, тормозной ленты 2, кривошипа 3, связанного со сбегающим концом тормозной ленты, тормозного рычага 4. На внутренней поверхности ленты 2 установлены тормозные колодки 5 и из антифрикционного материала.

Рисунок 25.1 – Схема ленточного тормоза

Необходимый тормозной момент для остановки колонны определяется из следующего соотношения:

Мт= РтRт > Рпмахrбηл;

где Рт- общая тангенциальная сила трения на тормозном шкиве (тормозное усилие).

Rт- радиус тормозного шкива

Рпмах- максимальное натяжение на подвижном конце каната (должно быть меньше разрывного усилия талевого каната).

rб- радиус навивки на барабан лебедки талевого каната.

Dбz= Dб+ γ(2z-1)d

где γ - коэффициент укладки каната

z - число витков

d - диаметр каната.

Диаметр тормозного шкива выбирают из соотношения:

Dт= (1,65…2,75)Dб

Тормозное усилие Рт определяют как разность между усилием на набегающем конце ленты Т и сбегающем t:

Рт = Т - t

Усилия на концах ленты подсчитываются на основании теории Эйлера, трения гибкой ленты о шкив:

Т = ; t =

где е = 2,72- основание натурального логарифма;

μ - коэффициент трения, зависящий от материала тормозных колодок и тормозного шкива (табл. 25.1).

Таблица 25.1

Пара трения Коэффициент трения сухих поверхностей
Сталь-чугун 0,25…0,45
Сталь-феррадо 0,35…0,45
Сталь-ретинакс ФК-24А 0,35…0,65

α - угол охвата шкива лентой в радианах.

Увеличение угла α позволяет реализовать требуемый тормозной момент при меньших диаметрах тормозного шкива. Однако увеличение угла ухудшает условия отвода ленты при растормаживании и усложняет конструкцию тормоза. Наиболее простая тормозная система получается при угле равном 285 градусов (5 радианам).

Определив натяжение на сбегающем конце ленты можно подсчитать усилие на конце тормозного рычага из соотношения:

; ;

значение обычно берется равным 0,033

Ширину ленты В определяют, исходя из величины допускаемого давления [р] ленты на тормозной шкив диаметра Dт:

В = ;

величина [р] для тормозной системы подъемных установок равна 0,3…0,4 МПа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: