Древние союзы (VIII-XI века)

Хойт Санжи

"Обзор ойратской истории"

Глава I. Домонгольский период: древние союзы племен (VIII-XI века), ранние ойраты (XII век).

ДРЕВНИЕ СОЮЗЫ (VIII-XI ВЕКА)

Исторические пертурбации, происходившие на протяжении всего I тысячелетия н. э. вели к распаду старых и образованию новых временных объединений, союзов племен. Основными письменными источниками, позволяющими выделить этнические группы, послужившие субстратом для сложения будущего ойратского союза являются в основном китайские летописи. В труде Сыма Цяня (около 145-90 гг. до н. э.) "Ши цзи" ("Исторические записки" или "Записки историка"), сообщается о трех группах народов: хунну, дун-ху и дун-и, обитавших в восточной части Азии в I тысячелетии до н. э. (Эрдниев, 1985). Когда хунский шаньюй Модэ разбил дунху (некоторые исследователи предполагают, что это была монголоязычная группа народов), оставшийся народ укрылся в горах Ухуань откуда и пошло их название. Сяньби также являвшиеся отраслью дома дунху получили название от гор Сяньби-шань, в которых они жили (Митиров, 1998). В III - IV веке в Восточной Азии к северу от Китая шел процесс великого переселения народов. Он начался с перемещения южных хуннов (нань сюнну), сяньби, ди, цян, цзе и других племен, которые с севера постепенно продвигались на Среднекитайскую равнину. Сяньби, которые после хунну были наиболее крупным объединением еще с III в. делились на несколько союзов.

Наиболее многочисленными были союзы муюнов, владевших территорией Южной Маньчжурии, и тоба, кочевавших по территории современной Внутренней Монголии и Ордоса. Муюны заняли территорию современной провинции Хэбэй, вели длительные войны против хунну. При поддержке китайцев они создали государство Янь.
Янь имела столкновения с Цинь, государством образованным племенами тибетской группы, на землях современных Ганьсу, Шэньси и Нинься. Цинь распалась в 383 г., потерпев поражение от китайцев в бассейне Хуанхэ. Отмечается, что государства создаваемые в то время завоевателями на севере отличались политической нестабильностью. Почти столетние военные столкновения прекратили тоба, захватившие Северный Китай. В конце IV в. их вождь Тоба Гуй был провозглашен императором, а его внук установил династию Северных Вэй (386 - 534), впоследствии ассимилированную в китайской среде (История Китая, 1998).

В VI в. на востоке обитали три народа: татабы, которых китайцы называли хи, жившие по западным склонам Хингана; кидани (также отрасль дома дунху (Эрдниев, 1985)), занимавшие степную часть Маньчжурии, к северу от реки Ляохэ; и 30 татарских племен (отуз-татар), получивших у китайских географов название Шивэй (Гумилев, 1993). История династии Суй (581-618 (История Китая, 1998)) сообщает, что шивэйцы "относятся к ветви киданей: живущие на юге называются киданями, на севере - шивэйцами". Одна из ветвей шивэйцев называлась мэнгу-шивэй (Mengwu Shiwei - http://www.uglychinese.org/mongolian.htm#mengwu), этот этноним считают первым достоверным упоминанием о монголах (Митиров, 1998). В 629 г. в борьбе с сирами упоминается племя он-уйгуров (десятиплеменной уйгурский народ), которое создает антисирскую коалицию "токуз-огуз" (девять-огузов, т.е. племен). Впоследствии эти группы составляют население Уйгурского каганата (745 - 840). Кроме тюркоязычных он-уйгур и токуз-огуз туда входили некоторые самодийские племена и монголоязычные отуз-татары (Авляев, 1984). В 840 г. происходит разгром уйгуров енисейскими киргизами и освобождение отуз-татар или шивэй - потомков сяньби от уйгурского господства. Часть шивэй живших в начале в верхнем течении реки Амур после событий 840 г. переселяется в западное Прибайкалье и в верховья Енисея, оттеснив курыкан (предков якутов) и туматов (потомков дубо из "Тан-шу") (Авляев, 1994). Возможно из них выделились племена группы Цзубу, упоминавшиеся в "Ляо Ши" (Авляев, 1984).

В "Алтан Тобчи" Лубсан Данзана (Горохова, 1984) говорится, что основатель ойратского рода дорбэнов Дува-Сохор конца IX - начала X вв. происходил по мужской линии в 11 поколении от легендарного потомка всех монголов Бортэ-Чино. Бортэ-Чино был по мнению автора "Алтан Тобчи", младшим братом тибетского царя Далай-Субин Алтан Сандалиту-хагана (Сроцзангамбо 617-649). Он покинул Тибет из-за начавшейся междоусобной войны и прибыл в страну Джад ("чужой"). Это событие отнесено автором "Алтан Тобчи" к VII в. Обосновавшись в урочище Бурхан-Халдун, Бортэ-Чино женился и основал свой род " монгол ". С того времени минуло примерно 400 лет, когда после смерти Дува-Сохор 4 его сына, не признавая своего дядю по отцу Добун-Мэргэна, откочевали от него и образовали "dörben irgen" (Сокровенное сказание, 1990). Это считают самым первым и ранним упоминанием одного из ойратских родов - дэрбэтов (Горохова, 1984).

Абаоцзи (Апоки или Амбигань из рода Елюй) в 916 г. объявил себя императором (Митиров, 1998; Дашибалов, 1997; История Китая, 1998) государства киданей - Ляо (916 - 1125 гг.) (или Да-Ляо - Великое Ляо (Авляев, 1994)), названное так в 917, вероятно, по реке Ляошуй (Шара-Мурэн), что находится в Маньчжурии, где первоначально и кочевали кидани и родственные им племена. По некоторым оценкам, в период расцвета государства Ляо общая численность населения составляла 3 млн. 800 тыс., из них собственно киданей было 750 тыс., бохайцев (народы Амура) - 450 тыс., китайцев - 2 млн. 400 тыс. и представителей других народов - 200 тысяч (Дашибалов, 1997). В начале XI в. киданьское Ляо вело войны с Китаем и часто действовало заодно с тангутским (китайско-тибетско-уйгурским) Западным Ся (История Китая, 1998).

В борьбе с киданьским Ляо Мо-ко-сы (Маркус или Меркуз, Хурчаус, Буюрук-хан монгольских и персидских источников) - предводитель группировки Цзубу сумел объединить многие племена (в том числе и часть татар). Он доводился дедом Тогорил (Тоорил) или Ван-хану кереитскому (Викторова, 1980). Кроме кереитов (центральная группа) в Цзубу входили найманы (северо-западная группа), меркиты (северная группа), согдийцы (сог-по) (Авляев, 1984). Авляев Г.О.(1984) приводит сведения арабского историка Абуль Фараджа, пишущего, что в 1007 царь кереитского народа обратился к несторианскому митрополиту Ебед-Иешу в г. Мерве (одном из городов Хорасана) с просьбой принять его в христианскую веру с народом, насчитывавшем 200 000 человек. Видимо это является первым упоминанием о кереитах. Он же (Авляев, 1984) приводит слова Рашид-ад-дина о кереитах: "Они представляют собой род монголов; их обиталища есть по рекам Онону и Керулену, земля монголов... Они славны многочисленным племенем, войсками и древними государями, имели сходство с монгольскими племенами, и их обычаи, нравы, наречия и словарный состав (лугат) - близки друг другу". Утверждение о монголоязычности кереитов Авляев подтверждает сообщениями из "Сокровенного Сказания" из которых следует, что кереиты общались с монголами Чингис-хана на одном языке и другого языка не знали. В другой работе (Авляев, 1994) этот вывод распространяется на найманов и меркитов. В X - XI вв. олеты и батуты (которые позже станут известны как члены ойратского союза, хотя возможно союз этот существовал и в X - XI вв.) видимо ушли на север с курыканами (гулигань) и участвовали в этногенезе современных якут (Авляев, 1994; Эрдниев, 1985).

Таковы вкратце события, иллюстрирующие исторические процессы, происходившие в I тысячелетии. Неизбежные контакты, распад старых и образование новых военных и политических союзов, происходившие на территории Восточной и Центральной Азии, вели к выделению различных монголоязычных групп, составивших этнический субстрат, из которого впоследствии выделился ойратский союз.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: