Методы и приемы

Содержание обзорных тем

Значительная часть материала, включаемого в обзорные темы, носит отвлеченный характер: это литературные мнения, литературные споры, полемика по вопросам литературной теории, даже философские взгляды участников литературного движения. Такой материал нуждается в особенно тщательном истолковании.

В пределах одной обзорной темы, оказываются уроки с различным содержанием – по истории классовой борьбы, по событиям самого литературного движения, по творчеству отдельных авторов, по искусству и культуре эпохи. Учитель ведет старшеклассников от причин к следствиям, от общего к частному, все время подчеркивает объективную логику, закономерность смены явлений, взаимосвязей между ними. Каждый урок подчиняется ведущей мысли, что облегчает школьнику усвоение его темы.

Обзорная тема, охватывает следующие за ней монографические. Монографические темы преподносятся учащимся на фоне предшествующего обзора. Ведь и биографии писателей, и сюжет их книг, и герои этих книг – все это вновь и вновь обращает к исторической обстановке, конкретизирует представления о ней. Например, обзорная тема «Журнал «Современник»», об этом журнале девятиклассники узнают из лекции учителя о русской литературе второй половины XIX в. Затем об этом журнале неоднократно говорится при изучении жизни и творчества А.Н.Островского, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого. Таким образом, первоначальное представление о журнале «Современник» значительно обогащается.

Чаще всего обзорная тема раскрывается в ходе урока-лекции.

Методы и приемы

Основным методом работы над обзорными темами являются объяснительно-репродуктивные (в форме лекции учителя). Однако их следует сочетать с поисковыми и исследовательскими действиями учащихся. Методика обзорных лекций – один из труднейших вопросов преподавания литературы в старших классах. Учитель должен отобрать для лекции самые необходимые сведения, иллюстрировать их литературными текстами и наглядными пособиями, продумать план и форму изложения лекций, не забывая при этом, что он все же не лектор, а учитель, обязанный во время лекции вызывать самодеятельность учащихся и заботиться о прочности сообщаемых знаний.1

Лекция по литературе в IX–XI классах должна быть не только методически выдержанной, идейно насыщенной, содержательной, - она должна быть настолько доходчивой, чтобы ученики усвоили ее полностью и прочно.

Следует иметь в виду, что учащиеся начиная с IX класса переходят на уроках литературы к непривычной для них форме занятий: они слушают обзорные лекции, рассчитанные на 2-3 урока подряд. Навыками же слушания и записи лекций они обычно совершенно не владеют.

Привить эти навыки – одна из существенных задач всех преподавателей и преимущественно словесников. Навыки эти необходимы учащимся не только для прочного усвоения «основ науки» в средней школе, но и для работы в вузе и для все и дальнейшей жизни.

Примерный план изучения обзорной темы:

1. Определение хронологических границ эпохи и обоснование этой периодизации.

2. Исторические предпосылки, вызвавшие к жизни и определившие характер и особенности данного периода.

3. Общая характеристика литературы и искусства эпохи, картина литературного движения, основное содержание историко-литературного процесса:

а) ведущие литературные течения на данном этапе истории литературы;

б) основные темы и проблемы, выдвинутые писателями;

в) новые герои, изменение отношения к героям предшествующих эпох;

г) крупнейшие прозаики, поэты, драматурги, критики, их основные произведения;

д) литературный стиль эпохи, изменения в области литературных жанров.

4. Более подробное изложение материала об отдельных художниках и произведениях, наиболее характерных для данного периода.

5. Значение периода для нашего времени, вклад эпохи в историю литературы, в решение общечеловеческих проблем. Сильные и слабые стороны литературы данного периода.

Любая обзорная лекция должна включать материал и о других видах искусства. Деятельность учащихся в процессе лекции может быть различна: составление плана лекции, конспекта, ответы на проблемные вопросы. Эффективной считается работа с синхронической таблицей (дата - события общественной и политической жизни - литература - критика и публицистика - искусство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: