Основные макроэкономические проблемы и способы их решения

Ухудшающий систему пропорций экономический спад является зако­номерностью в той мере, в какой в экономике с сохраняющейся «социалистиче­ской» структурой и типами воспроизводства административно внедряется «рынок». Это приводит к развитию корпоративной конкуренции и локального регулирования, (1) вызывающих нарастание диспропорций или их консервацию, а также (2) способствующих перманентному дефициту ликвидных ресурсов в про­изводственной сфере, что порождает (3) недоиспользование производственных ценностей и (4) отток инвестиций в спекулятивный сектор. Этот диспропорциональный экономический спад в ряде моделей транс­формационной экономики соединен с инфляцией, порождая стагфляцию как их устойчивую характеристику. Сама по себе инфляция в трансформационной экономике лишь на поверхности явлений порождается собственно монетарными факторами. Главные причины затяжной и высокой инфляции связаны с феноменами, лежащими глубже в материи экономиче­ской жизни и лишь проявляющимися как монетарные. Это следующие группы ­факторов. Во-первых, инерция предшествующей хозяйственной системы, где (к моменту ее самораспада) была велика скрытая (подавленная) инфляция, осо­бенно значительная в сфере безналичных денег; снятие барьера на пути их обналичивания инициировало первый виток инфляционной спирали. Во-вторых, специфические факторы трансформационной экономики. Доминирование кланово-корпоративной власти и локального контроля (ино­гда эти явления неточно обозначают как монополизм) стало главной соци­ально-экономической основой перманентной инфляции издержек, превра­щающейся в инфляционную спираль. Кроме того, господство корпоратив­ного содержания собственности и инерция государственного патернализма делают предприятия малочувствительными к формально вводимым в трансформационной экономике «жестким бюджетным ограничениям». В-третьих, «шоковая модель», предполагающая административные разо­вые меры по либерализации цен и слому протекционистских барьеров мультиплицирует имеющиеся предпосылки инфляции (или уже имеющуюся инфляцию) в той мере, в какой в экономи­ке существует дефицит ликвидных ресурсов и диспропорции в ценах (по сравнению с ценами мирового рынка). В-четвертых, влияние неэкономических (преж­де всего, конъюнктурно-политических) факторов на экономику сказывается самым существенным образом и на инфляции: популизм властей (например, предвыборные обещания или президентские посулы в России, влекущие за собой экстраординарные социальные расходы) оказывается одним из важ­нейших факторов раздувания инфляции спроса. Названные причины инфляции имеют по преимуществу немонетарную основу и лишь проявляются как монетарные. Следовательно, в той мере, в какой действу­ют факторы (1)-(4), антиинфляционное регулирование, ориентированное на чисто монетарные методы, будет либо неэффективным, либо элиминирую­щим следствия, но не причины инфляции. Устойчивые инфляционные тенденции, порождаемые в трансформаци­онной экономике, прежде всего, социально-экономическими и институционально-политическими, а не собственно рыночными факторами, оказывают в силу этого слабое сти­мулирующее воздействие на расширение экономической активности, но за­то активно интенсифицируют спад вследствие обесценения накоплений и т.п. факторов. В конечном итоге одни и те же причины порождают в трансформацион­ной экономике и спад, и инфляцию, вызывая к жизни феномен «стагфляци­онной ловушки».

Суммируя описанные выше взаимосвязи, можно проследить следующие цепочки взаимозависимостей: 1) неуправляемые волюнтаристские реформы - негативное действие не­экономических факторов - снижение спецификации прав собственности и рост диффузии институтов - рост трансакционных издержек; 2) «шок» в условиях монополизма и корпоративной собственности - стаг­фляционная ловушка - свертывание производства и экспансия посреднической деятельности - рост трансакционных издержек. В свою очередь, рост трансакционных издержек ложится дополнительным бременем на, и без того, кризисную экономику, снижая эффективность использо­вания и без того сокращающихся ресурсов и интенсифицируя спад, который про­воцирует инфляцию, что приводит к углублению стагфляции. Выход из «стагфляционной ловушки» возможен только при условии либо постепенного саморазрушения, либо радикального целенаправленного разрушения цепочки причинно-следственных связей, вызывающих эту «ло­вушку». Один из путей - предлагаемая рядом ученых комплексная программа институциональных реформ (демократизация собственности и других слагаемых экономической власти) и целе­направленной структурной модернизации на основе методов селективного регулирования и в условиях демократического общественного контроля (т.е. частичный выход на траекторию «опережающего развития»). Выход трансформационной экономики из системного кризиса возмо­жен по следующим основным траекториям: формирование эффективных социальных рамок «рынка» и преодоление деформированного типа склады­вающегося капиталистического общества; отказ от «радикальных реформ» с целью замораживания корпоративно-патерналистской модели трансформаци­онной экономики; качественное изменение содержания трансформацион­ного процесса с целью преодоления отчуждения работника от собственности и перехода к стратегии опережающего развития («экономике для человека»).

Трансформационная экономика характеризуется гораздо более сложным механизмом формирования безработицы, прежде всего, потому, что законы постклассического капитализма здесь действую в крайне ограниченной степени.

В чем причины безработицы в трансформационной экономике? Во-первых, наша экономика обнаружила такой феномен, как «безработица на работе» - массовое перенакопление рабочей силы на государственных предприятиях. Вторым фактором, усиливающим нарастание безработицы в трансформационной экономике, является то, что через рынок рабочей силы фактически проявляется кризис производственных отношений и институтов. Традиции патернализма и пассивного поведения крайне усиливают общую малоподвижность рабочей силы, создавая огромные диспропорции в системе занятости и приводя к гигантским объемам высвобождаемой рабочей силы в отдельных регионах и отраслях. Еще один фактор – это попытка реализации «шоковой терапии», ведущей к массовому банкротству предприятий. Разработанная модель системы гибкой занятости предполагает, что высвобождение работника, осуществляемое тем или другим предприятием, происходит на прогнозируемой основе и соот­ветствующие центры, обеспечивающие руководство системой гибкой занято­сти, уведомляются за определенный срок (за год, например) о предполагае­мом сокращении числа занятых на данном предприятии. Соответственно соб­ственник этого предприятия переводит определенные финансовые или иные материальные средства в пользу служб, обеспечивающих гибкую занятость, и лишь после этого происходит увольнение работников в заранее подготовлен­ном порядке. К этому моменту уже действует система переобучения с боль­шим выбором возможностей переквалификации для каждого из высво­бождаемых работников. Эта система может и должна действовать как на ре­гиональном, отраслевом уровнях, так и на общенациональном, а может быть, и интернациональном уровне, поскольку для современного работника широ­кая возможность выбора приложения своих индивидуальных способностей, особенно при условии, что необходимой будет более или менее существенная переквалификация, является важнейшей предпосылкой добровольного и эф­фективного переобучения. Следующий шаг - проведение переквалификации под заранее плани­руемую структурную перестройку экономики - позволит обеспечить работ­нику, прошедшему через систему обучения, гарантированный выбор ряда вновь открывшихся рабочих мест. Наконец, то, что вся эта деятельность будет осуществляться под эгидой профессиональных союзов, позволит согласовать интересы структурной пере­стройки экономики с интересами трудящихся. Источниками финансирования такого рода служб, кроме средств, посту­пающих от производственных и предпринимательских структур, должны стать государственные средства. Реализация модели сокращения занятости на заранее планируемой осно­ве с целью «выталкивания наверх» наиболее квалифицированных работников, на наш взгляд, является той каплей, которая отражает в фокусированном ви­де весь океан проблем активной политики переквалификации работников политики, при которой добровольно высвобождаются именно наиболее квалифи­цированные работники, именно они проходят переобучение, именно они устремля­ются в наиболее передовые сферы экономики, порождаемые научно-техническим прогрессом. Такого рода модель позволяет снять проблемы, связанные с неже­ланием неквалифицированных работников, находящихся внизу иерархии ра­бочих специальностей, осуществлять переквалификацию, с их неспособно­стью к переобучению. Постепенное «подтягивание» их внутри традиционных коллективов до определенного уровня, нам кажется, может стать одной из промежуточных ступеней на пути к будущей переквалификации практически всей рабочей силы. Наконец, необходимость по сути безграничного расширения занятости в наиболее значимых для прогресса сферах развития информационных систем, образования, культуры и охраны природы (а здесь возможен любой труд: от низкоквалифицированного до престижного, творческого труда высшей квалификации) делает общественные работы в этой сфере полем использова­ния сколь угодно бывшей резервной армии. Финансирование таких работ и переквалификации, дополнительного бесплатного образования (с выплатой сти­пендии и обязательством частичной компенсации при получении высокооп­лачиваемой работы) за счет отказа от пособия по безработице и других средств - это еще один шаг к решению проблемы полной занятости. Что же касается гибкой системы занятости, то отмена всех форм внеэкономического принуждения к труду и прикрепления работ­ника к месту жительства, в частности отказ от феномена прописки, ведомст­венного жилья при сохранении государственно гарантируемого минимума предоставления жилищной площади каждому гражданину государства, впол­не возможны уже сегодня. Бесплатный минимум государственной жилплоща­ди, которой может пользоваться любой гражданин. Минимум социальной защиты, который будет предотвращать угрозу всеобщей пауперизации. В частности, это может приостановить разрастание слоя бом­жей - процесса, который неизбежно интенсифицирован приватиза­цией жилья. При этом подвижность населения может быть обеспечена за счет упрощения процедуры обмена государственной площади или системы, кото­рая работает по принципу сдачи жилья в одном месте при одновременном получении жилья в другом, если работник меняет место занятости. Где имен­но и на каком именно предприятии он будет работать - частном, государст­венном или кооперативном, в данном случае не имеет значения, поскольку жилье предоставляется ему вне зависимости от того, где именно он работает, по праву принадлежности к данному обществу, к данному государству. Если эта система обмена жилья будет работать демократично, под контролем самих объединений жителей, то, по-видимому, она в мини­мальной степени будет средством для спекуляции недвижимостью, которая сейчас развивается в невообразимых масштабах. Не менее важно и не разрушение (более того, развитие за счет новых форм и методов) существующих систем образования и переквалификации, прежде все­го бесплатного среднего и высшего образования - одного из тех немногих реальных достижений прошлого, которое требует своего сохранения и может быть сохранено, ибо даже в условиях гораздо более низкого уровня доходов на душу населения, которыми обладала наша страна в период нэпа и индуст­риализации, модель всеобщего бесплатного и доступного для большинства граждан среднего и высшего образования была реализована в нашей стране. Политика программируемого ужесточения финансиро­вания государственных предприятии и их перевода на условия самоокупаемо­сти должна проводиться исключительно параллельно с политикой платы за высвобождение рабочей силы. Только при этом условии нам удастся перейти к использованию рыночных механизмов, избежав массовой безработицы и люмпенизации общества. При отсутствии достаточных средств у предприятия на такого рода выплаты следует подумать о возможности осуществления планомерного закрытия предприятия и переквалификации работников за счет государства, профсоюзов или страховых объединений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: