Анализ возможной погрешности исходных данных использованных для расчет сдвига центровки вперед в данном отчете

Исходные данные участвующие в проведенном в главе 3 расчете делятся на три группы. Это приборная скорость и отклонение РВ, то есть параметры определяемые по записям МСРП-64, параметры рассчитанные МАК - это восстановленный вес самолета и пикирующий момент от тормозящей силы, и параметры определенные в результате проектирования и испытаний самолета Як-42Д - это площадь крыла и длина САХ, значения коэффициентов момента тангажа по отклонениям стабилизатора и РВ и максимальное значение отклонения РВ для штатного взлета в размере 5 градусов на кабрирование.

Как очевидно из всех этих данных наибольшую возможную погрешность может иметь пикирующий момент от тормозящей силы, так как он рассчитывается на основании тормозящей силы которая определяется на основании определения фактического ускорения на разбеге что может иметь значительную погрешность, а также лобового сопротивления, трения качения и тяги двигателей, каковые параметры напрямую не могут быть измерены и рассчитываются на основании данных полученных в ходе проектирования и испытаний самолета и двигателя. Поэтому представим что МАК определил значение момента с очень большой погрешностью - например даже 50 %. И на самом деле этот момент составил не 5150 кгс*м, а 7700 кгс*м. Вычитая из этого значения разность пикирующего момента от тяги двигателей между взлетным и номинальным режимом облегчавшую подъем стойки в размере 2700 кгс*м - получаем остаток пикирующего момента фактически препятствующий подъему стойки по сравнению со штатным взлетом на взлетном режиме 7700-2700=5000 кгс*м, что равнозначно сдвигу центровки от торможения всего 2 % вместо ранее рассчитанного 1 %. Что ведет к уменьшению рассчитанного сдвига центровки вперед всего на 1 % - с 6 до 5 %. Что качественно ничего не меняет. Очевидно, что если момент от торможения ниже 5150 кгс*м - это ведет только к увеличению найденного значения сдвига центровки вперед.

Возможные погрешности восстановления массы самолета в принципе не могут значительно влиять на расчет. Если допустить что масса может находиться в диапазоне - 53-55 т, то есть +/- 1000 кг, то это изменит момент эквивалентный 1 % центровки или так называемый "вес" 1 % центровки на незначительную величину = +/- 1000 кгс*0,046м= +/- 46 кгс*м, что практически никак не повлияет на расчеты так как это сравнимо с применявшимся ранее округлением - 2500 кгс*м вместо 2484 кгс*м.

Сомневаться в значениях параметров определенных в ходе проектирования и испытаний самолета Як-42Д и предоставленных ОКБ Яковлева вообще нет никаких оснований.

Что касается значений скорости и РВ, то МАК в отчете не подвергал сомнению эти данные, МАК также на основании этих данных проводит расчеты баланса моментов и делает выводы относительно причин катастрофы, следовательно это дает возможность применять эти данные и здесь.

Также отметим что 17.09.11 МАК на своем сайте сообщает следующую информацию (в ОО она не попала):

- Перед взлетом экипаж дважды провел проверку всех каналов управления самолетом, включая канал руля высоты, руль высоты отклонялся штатно. Максимальное зафиксированное отклонение руля высоты на кабрирование 21 градус, что соответствует конструктивному упору. Последняя проверка была выполнена за 1 мин 40 секунд до начала разбега.

Эта информация дополнительно подтверждает достоверность записей значения РВ.

Относительно скорости отметим что приборная скорость без преувеличения является важнейшим параметром регистрируемым МСРП, и ее значение участвует во многих ограничениях по пилотированию и в случае ее недостоверных значений появлялись бы серьезные замечания по технике пилотирования, и это обязательно привело бы к расследованию, выявлению причины и устранению недостоверности регистрации скорости по МСРП, а так как МАК о таких фактах не упоминает это служит основанием для отсутствия сомнений в достоверности записи приборной скорости.

Таким образом можно сделать вывод. Даже большая погрешность в расчете пикирующего момента от тормозящей силы полученный расчетом результат качественно не меняет. Сомневаться в достоверности остальных исходных данных оснований не имеется. То есть, исходные данные для расчета не могут внести существенную ошибку в проведенный расчет качественно меняющие его результат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: