Сложный характер социально-педагогической запущенности обусловливает специфику подхода к ее ранней диагностике — комплексность и системность.
Комплексная психолого-педагогическая диагностика — это углубленный и всесторонний анализ личности ребенка, направленный на выявление присущих ей положительных сторон и недостатков, их причин, а также на решение практических задач: гармонизацию развития личности и повышение эффективности целостного педагогического процесса.
Такое понимание диагностики, в о-п ервых, означает не смешение диагностических функций педагогов и психологов, а их Функциональное взаимодействие; во-вторых, обогащает знание о ребенке, его микросоциуме и педагогическом процессе взаимодополнением методов; в-третьих, опирается на положительное в личности ребенка; в-четвертых, вскрывает не только недостатки, но и их причины; в-пятых, имеет значение не только Для повышения качества педагогического процесса, но и главное, чему он служит, — гармонизации развития личности ребенка. Наконец, следует отметить, что комплексная диагностика при правильной ее организации помогает оценивать уровень развития, обученности и воспитанности ребенка в зависимости от качества семейного воспитания и учебно-воспитательного процесса
• детском саду и школе, характера личностного влияния воспита-
' тельного микросоциума.