Ветеринарный надзор на транспорте осуществляется за перевозкой сельскохозяйственных животных, пушных зверей, птиц, рыбы, икры, раков, пчел, мяса, молока, сырья животного происхождения. Их погрузку, выгрузку и транспортировку контролируют ветеринарные специалисты.
Перевозка животных, продуктов и сырья должны осуществляться при строгом соблюдении требований ветеринарного законодательства и правил перевозки животных и грузов животного происхождения.
Ветеринарный надзор на транспорте осуществляют специалисты государственных ветеринарных учреждений, главные государственные ветеринарные инспектора районов и городов, ветеринарные учреждения государственного ветеринарного надзора на транспорте.
для осуществления ветеринарного надзора на железной дороге создано специальные государственные ветеринарные учреждения (транспортные ветеринарно-санитарные пункты, ветеринарный надзор на дезпромывочных станциях и пунктах). Они подчинены зональным правлениям государственного надзора на Государственной границе и транспорте.
|
|
Транспортные средства (в том числе и контейнеры), используемые для перевозки животных, продуктов сырья животного происхождения, подвергают ветеринарно-санитарной обработке на специально оборудованных пунктах или площадках с твёрдым покрытием, обеспечивающих сбор, очистку и обеззараживание сточных вод с последующим их отводом в систему канализации или естественные водоёмы.
В зависимости от характера перевозимых грузов и их ветеринарно-санитарной оценки транспортные средства обрабатывают по одной из трёх категорий: первой, второй или третьей.
Обработке по первой категории подлежат транспортные средства, в которых перевозили:
– здоровых животных (включая птицу, зверей, зоопарковых животных, пчёл, пресмыкающихся) из пунктов, благополучных по заразным болезням;
– мясо, мясопродукты, кожевенное и др. сырьё боенского происхождения, полученные от убоя здоровых животных;
– отечественное кожевенное, а также прочее сырьё небоенского происхождения, исследованное на сибирскую язву с отрицательным результатом, заготовленное в пунктах, благополучных по заразным болезням животных;
– импортное сырьё животного происхождения от здоровых животных, подвергнутое технологической обработке (полуфабрикаты);
– импортную шерсть, подвергнутую горячей мойке на отечественных фабриках первичной обработки шерсти;
– кость столовую и колбасную сухую;
– обработке подлежат транспортные средства, подаваемые под погрузку убойных животных, мяса, мясопродуктов, фуражного зерна и концентрированных кормов, перевозимых насыпью, если они ранее не использовались под перевозку животноводческих грузов.
|
|
Обработке по второй категории подлежат транспортные средства после перевозки:
– животных и птиц, среди которых при транспортировке были обнаружены больные или подозрительные по заболеванию заразными болезнями, а также трупы животных (птиц), павших от незаразных или заразных болезней (кроме указанных для вагонов по третбей категории);
– мяса, яиц, кожевенного и др. сырья животного происхождения, полученных от больных заразными заболеваниями животных и птиц или заготовленных в неблагополучных по заразным заболеваниям местах, (кроме болезней вызываемых спорообразующими микроорганизмами);
– импортного кожевенного сырья боенского происхождения, перерабатываемого на общих основаниях;
– живой товарной рыбы, а также подаваемые под погрузку рыб, оплодотворённой икры, раков, предназначенных для целей разведения и акклиматизации;
– мясо, на особых в ветеринарно-санитарном отношении условиях;
– импортной шерсти, подвергнутой горячей мойке в стране-экспортёре;
– ветсанобработке подлежат также транспортные средства, предназначенные для погрузки племенных, пользовательных, цирковых, зоопарковых животных, отправляемых на соревнования, выставки и т.п., а также под погрузку животных, мяса и мясопродуктов на экспорт.
Обработке по третьей категории подлежат транспортные средства после перевозки:
– животных, у которых в пути следования или при выгрузке установлено заболевание или подозрение на заболевание болезнями из списка А, МЭБ, а также сибирской язвой, эмфизематозным карбункулом, сапом, столбняком, эпизоотическим лимфангоитом, брадзотом, орнитозом, ящуром экзотических типов, африканской чумой свиней, или среди которых были животные, павшие от этих болезней;
– кожевенного сырья небоенского происхождения, не исследованного на сибирскую язву;
– импортного сырья животного происхождения, поступающего из стран Азии, Африки и Южной Америки;
– импортной шерсти, щетины, волоса, пуха, пера, очеса, линьки и др., не прошедших камерной обработки и горячей мойки;
– грузов животноводства неизвестного ветеринарно-санитарного происхождения;
– сырья и полуфабрикатов животного происхождения из стран, неблагополучных по заразным болезням животных, не встречающихся на территории России;
Не подлежат ветсанобработке транспортные средства после выгрузки благополучных по заразным заболеваниям скоропортящихся грузов, перевозимых в твёрдой упаковке, топленых жиров животного происхождения на экспорт, яиц птиц, товарного и яичного меланжа, меда, воска, вощины и сот, пищевых сывороток и плазмы крови в замороженном виде.
Категорию ветеринарно-санитарной обработки транспортных средств устанавливает ветеринарный врач транспортного или пограничного контрольного ветеринарного пункта, который выдаёт специальное назначение установленной формы (см. приложение 6) на каждое транспортное средство, с указанием направления на обработку.
Контроль за осуществлением ветеринарно-санитарной обработки транспортных средств возлагается на специалистов Государственного ветеринарного надзора.
Ветеринарно-санитарная обработка вагонов
Ветеринарно-санитарную обработку железнодорожных вагонов по I категории осуществляют силами железнодорожной станции на дезинфекционно-промывочной станции (ДПС), дезинфекционно-промывочном пункте (ДПП) или промывочном пункте (ПП), по II категории на ДПС, ДПП, а по III категории только на ДПС.
Транспортные средства, подлежащие ветеринарно-санитарной обработке по I категории, сначала очищают от навоза, мусора, остатков груза и др. загрязнений, а затем промывают. Промывку проводят горячей водой. Струя воды у промываемой стенки должна иметь температуру не ниже 60˚ С и давление при выходе из брандсбойта не менее 2 атм. В начале промывают пол и приспособления, затем стены, потолок и внутренние стороны дверей и решетки. Не отмытые загрязнения удаляют с помощью скребков, щеток и метел. Затем вторично промывают пол и приспособления до полного исчезновения помутнения стекающей воды. Заканчивают промывку обработкой стен.
|
|
Наиболее эффективно использовать для промывки транспортных средств принцип подачи воды под высоким давлением, для этого применяется машина ОМ-22614 при струе воды под давлением 14 атм.
Для промывки транспортных средств используют питьевую воду.
Вагоны, подлежащие ветеринарно-санитарной обработке по II категории, подвергают механической очистке, промывке и дезинфекции. Перед механической очисткой внутренние стены и пол или поверхностный слой навоза, а также все находящиеся приспособления увлажняют дезинфицирующим раствором. Очистку и промывку проводят в порядке, как указанно выше. Дезинфекцию проводят влажным или аэрозольным методами.
Для влажной дезинфекции используют установки, снабженные распыляющими наконечниками. Дезинфекции подвергают вначале пол, затем стены и потолок, после чего вторично дезинфицируют пол. Дезинфицирующий раствор распыляют под возможно прямым углом с равномерным нанесением его на всю внутреннюю поверхность вагона. Особенно тщательно орошают раствором углы, щели, двери и задверные пространства. Обязательно дезинфицируют наружные стены вагона и тормозные площадки.
Вагоны со всем оборудованием дезинфицируют одним из дезинфицирующих средств, указанных в табл 19.