Чтобы включать людей в свой, удобный вам темп речи и взаимодействия, для начала необходимо отработать два вспомогательных момента.
1. Научиться обращать внимание — не случайно, а устойчиво обращать внимание! — на темп речи и взаимодействия.
2. Научиться пристраиваться к темпу речи и действий собеседника.
Приятно то, что, увлеченно занимаясь вторым пунктом, как правило, одновременно выполняешь и задачи первого.
Для начала удобно поработать с телефонными разговорами: поставьте себе за правило копировать темп речи собеседника. Содержание — содержанием, а вас должны интересовать мелодика, темп и ритм: соответственно, с солидными людьми вы будете разговаривать также неторопливо и размеренно, а с молодыми бодрячками — в их рваном и стреляющем ритме, блин.
На улице копируйте походки, стараясь поймать в первую очередь ритм энергетики. Очень интересно работать на контрасте:
• пристроились за этой замедленной бабулей, помедити-ровали за ней вразвалочку...
• мимо нее промчалась, жуя батон, шарага подростков — переключились на них, поскакали зигзагами, накручивая свое внутреннее кипение,
|
|
• ритмично играя плечами, встроились, покачались в бодрой пружинке накачанного спортсмена с огромной сумкой,
• неторопливо, но с энергией покачивая бедрами, проплыли в гипнотизирующей мелодии упакованной мадам с затуманенными глазами.
Отработали? Переходите к основному заданию: «В разговоре держать свой темпоритм, включая в него собеседника». Технический момент: для качественного ведения используйте предварительную подстройку. Как правило, достаточно некоторое время держаться в ритме собеседника — раппорт установлен, после этого вы можете взвинчивать (например) темп и задавать условия свои.
Чтобы это действительно произошло, договоритесь с собой: сколько раз в день вы намерены это делать? Заранее представьте: где вы будете это делать, с кем и в каких ситуациях?
4 Н. И. Козлов