Год (III век)

Ход урока

Организационный момент (1-2 мин.)

Актуализация опорных знаний (7-8 мин.)

(подготовка к восприятию нового материала)

Вступительное слово учителя (сообщение темы, формулировка цели урока, мотивация учащихся к учебному труду и познавательной деятельности). Ребята, сегодня на уроке мы вспомним уже знакомый вам материал о счете лет в истории, а также узнаем много нового и интересного об измерении времени. Изучая историю, важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие случилось раньше и какое позже, на сколько позже. Чтобы понять, почему произошли те или иные события, какие последствия они имели для людей, нужно уметь определить, что происходило до них, а что после. Сегодня мы научимся оперировать историческими датами, соотносить даты событий с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий истории. Я уверен, что урок вам понравится, т. к. пройдёт он в необычной форме.

Записи в тетрадях: дата урока, тема урока.

План

  1. Наука об измерении времени.
  2. Единицы измерения времени.
  3. Летосчисление.
  4. «Линия времени».

Рассказ учителя. Хронология (от хроно... и логос - слово, учение) - последовательность исторических событий во времени, а также наука об измерении времени (изучает системы летосчисления и календари различных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников). В древней хронологии у разных народов применялись различные системы счета лет, приуроченные к какому-либо событию (реальному или мифическому) или началу династии правителей.

Записи в тетрадях: Хронология - последовательность исторических событий, наука об измерении времени.

Беседа по вопросам:

  1. Какими единицами измерения времени пользуется ученые?
  2. Почему измерять время в истории удобнее годами, веками, тысячелетиями?
  3. Как в истории принято записывать года и века?
  4. Как правильно соотносить даты событий с веком?

Показ слайда с изображением арабских и римских цифр

цифры арабские                        
цифры римские I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII

Устное выполнение учащимися задания «Составь дату» (задание спроецировано на экране с помощью мультимедийного проектора). Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что для выполнения этого задания им потребуются знания по математике и по литературе.

Год (XVIII век)

Год (XI век)

Год (XIII век)

Год (VIII век)

год (III век)

Рассказ учителя (сопровождается показом слайда «Летосчисление»). Во многих христианских государствах отсчет времени долго велся от сотворения мира (по древней еврейской и затем византийской традиции), в том числе и в России, где считать от Рождества Христова стали после реформ Петра I. Термины «до Рождества Христова», т.е. «до нашей эры» и «от Рождества Христова», т.е. «наша эра» в настоящее время приняты в большинстве государств мира. Наша (новая) эра (эра - от лат. aera - отдельное число, исходная цифра) - современная система летоисчисления, за начальный момент отсчета которой взята дата рождения Иисуса Христа, основателя христианства – религии, которая широко распространилось во многих странах. Новое летосчисление распространялось постепенно.

Записи в тетрадях: Летосчисление - система счёта больших промежутков времени.

Рассказ учителя (сопровождается показом стр учебника) Для того, чтобы удобнее было «увидеть» очередность произошедших в разное время событий, можно воспользоваться «линией времени» или «лентой времени». Время на этой линии «движется» вперед (слева направо). Поперечной разделительной линией отмечено начало нашей эры. Многие исторические события произошли до нашей эры, и на нашей «ленте времени» они находятся слева от разделительной линии. Те события, которые относятся к нашей эре, располагают справа этой линии. Не перепутайте: счет лет до нашей эры ведется в обратном порядке, а время движется всегда по направлению к нашим дням. Также принято условно «делить» «линию времени» на части – периоды, по которым мы с вами и будем изучать историю.

Записи в тетрадях: «Линия времени» - это линия, на которой условно изображаются отдельные исторические события.

Устное выполнение учащимися задания «Счет лет». Задание - сосчитать:

  1. Сколько веков и полных лет продолжается наша эра? (20 веков и 14 лет).
  1. Какой год был раньше: 40-й год до нашей эры или 40-й год нашей эры? На сколько лет раньше? (40-й год до нашей эры был раньше, чем 40-й год нашей эры. На 80 лет).
  1. Какой год был следующим за 40-м годом до нашей эры? (Следующим за 40-м годом до нашей эры был 39-й год).
  1. Какой год предшествовал 40-му году до нашей эры? (40-му году до нашей эры предшествовал 41-й год).
  1. Какой год был следующим за 40-м годом нашей эры? (Следующим за 40-м годом нашей эры был 41-й год).

Закрепление изученного на уроке (2-3 мин.)

Беседа по основным вопросам урока:

  1. Что такое хронология?
  2. Что такое летосчисление?
  3. Для чего была придумана «линия времени»?
  4. Какие единицы измерения времени вы знаете?
  5. Какими единицами измерения времени пользуются при изучении истории?
  6. Как правильно определять последовательность важнейших событий истории?

Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал (2-3 мин.)

Заключительное слово учителя. Ребята, сегодня мы еще раз убедились в том, что история – это наука, у которой есть свои правила и законы. Вы показали отличные знания, научились измерять время годами, веками, тысячелетиями и поняли главное - изучать историю без дат невозможно.

Домашнее задание (1 мин.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: