Б) Исследование структуры числовых представлений

Вопрос 51. Исследование счета

а) Предварительные замечания. 1

б) Исследование структуры числовых представлений. 1

в) Исследование счетных операций. 2

А) Предварительные замечания

Исследование навыков счета входит в основную программу изучения нарушения высших психических процессов при локальных поражениях мозга и позволяет вскрыть некоторые важные особенности этих нарушений.

Представление чисел всегда в большей или меньшей степени опирается на известную систему пространственных координат, которые могут иметь линейный характер или располагаться в известной табличной системе. На базе этой пространственной сетки создается сложный комплекс связей, определяющийся десятичной системой, которая является подлинной основой понятия числа и тех операций, которые с ним производятся. Данная характеристика может быть отнесена и к анализу счетных операций.

б) Исследование структуры числовых представлений

Исследование структуры числовых представлений ставит перед собой задачу выяснить, в какой мере они сохранили свое сложно-разрядное строение при тех или иных локальных поражениях мозга.

Исследование начинается с опытов, в которых больному предлагается написать или прочесть простые однозначные числа.

При проведении этого опыта исследующий должен дать анализ тех затруднений, которые обнаруживает больной: испытывает ли он трудности в понимании словесного обозначения числа или в написании цифры или, наконец, затрудняется в зрительном узнавании предложенной цифры.

Специальным и существенным моментом исследования является письмо и чтение римских чисел. Как известно, они включают в свой состав пространственное расположение элементов и поэтому представляют собой очень удобный способ исследования того, насколько у больного сохранна пространственная ориентация, принимающая участие в каждой полноценной структуре числа. Для этой цели больному предлагается написать или прочесть такие ≪симметричные≫ числа, как IV и VI или IX и XI.

Важным этапом исследования являются опыты с письмом и чтением многозначных чисел, с целью выяснения того, насколько сохранным остается у больного разрядное строение числа. Всякое нарушение разрядного строения числа и распад его от простого ≪номинативного≫ значения отдельных цифровых знаков представляет собой важный диагностический признак.

Последней частью исследования является опыт с оценкой различия в числовых значениях многозначных чисел. Этот опыт имеет целью установить, продолжает ли оценка числового значения многозначных чисел преломляться через схему разрядного строения числа или же эта операция нарушается и больной начинает оценивать число только по непосредственному значению отдельных входящих в его состав элементов. Для этой цели больному сначала предлагают сказать, какое из двух названных (написанных) чисел (например, 17 -и 68, 23 и 56, 123 и 489) больше; после этого проводится ≪конфликтный≫ опыт, при котором ему предлагается пара чисел, из которых в число, имеющее меньшее числовое значение, входят большие цифры (занимающие низшие разряды). Примером таких чисел могут служить 189 и 201, 1967 и 3002 и т п. Каждое затруднение в оценке общего значения написанного числа и ориентировка на отдельные составляющие его цифры может быть дополнительным указанием на распад разрядного значения числа.

В основе нарушения значения простых однозначных чисел может лежать несколько разных факторов, В одних случаях в основе этого симптома лежит отчуждение непосредственного смысла слова, которое имеет место при сенсорной афазии. Такой больной, который не в состоянии понять произнесенное число, легко узнает его в написанном виде и легко оперирует с ним.

В других случаях в основе аналогичных нарушений могут лежать и явления оптической алексии и аграфии, сопровождающие затылочный синдром, и тогда больной, который не может ни написать, ни прочесть написанное число, относительно легко обозначает на пальцах данное ему число или называет число предложенных ему пальцев.

Специфические для нарушений разрядного строения числа особенности с большой отчетливостью выступают при синдроме оптико-пространственных расстройств, возникающем в случаях поражения нижнетеменных и теменно-затылочных отделов мозговой коры (преимущественно левого полушария), сопровождающемся явлениями конструктивной апраксии и так называемой семантической афазии.

Нарушение сложной системы числовых понятий может иметь места и при поражении лобных долей мозга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: