УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
Для приема, хранения и выдачи наличных денег каждое предприятие имеет кассу. Общие принципы ведения кассовых операций регламентируются «Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации». Предприятия могут иметь в своей кассе наличность в пределах лимитов остатка денег в кассе. Лимиты остатка денежных средств и нормы использования выручки устанавливаются учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий. Всю денежную наличность сверх установленных лимитов предприятие обязано сдавать на расчетный счет в банк. Предприятие имеет право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, премий, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в банке. В соответствии с правилами ведения кассовых операций каждое предприятие обязано соблюдать следующие правила:
1. Для обеспечения сохранности денежных средств с лицами, занимающимися кассовыми операциями, должен быть заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности.
|
|
2. С целью обеспечения сохранности денежных средств устанавливаются специальные требования к оборудованию кассовых помещений.
3. Инвентаризация кассовой наличности должна проводиться не реже одного раза в квартал или месяц по решению руководителя.
Существуют строгие требования к документации кассовых операций для предприятий всех форм собственности:
1) бланки кассовых документов должны быть строго типовой формы;
2) не допускаются в кассовых документах исправления и подчистки;
3) приходные и расходные кассовые ордера являются бланками строгой отчетности и выдаются кассиру в пронумерованном виде под роспись;
4) чековые книжки для расчетов и получения наличных денег с расчетного счета предприятия должны храниться в сейфе у главного бухгалтера предприятия, не допускается выдача незаполненных чеков;
5) все кассовые документы должны содержать все обязательные реквизиты, в противном случае они теряют юридическую силу.
Для оформления кассовых операций используют четыре основных документа: кассовую книгу, приходный и расходный кассовые ордера, акт инвентаризации денежных средств.
Кассовая книга выдается кассиру в пронумерованном и прошнурованном виде. Количество листов заверяется подписями руководителя, главного бухгалтера и скрепляется печатью. На предприятии одновременно должна быть одна кассовая книга. Она ведется под копирку в двух экземплярах. Отрывная часть кассовой книги является отчетом кассира.
|
|
Приходный кассовый ордер (ПКО) – это приказ–распоряжение, оформляющий поступление денежных средств в кассу. Состоит из двух частей:
– ордера, в котором заполняется поступившая сумма цифрами и прописью с указанием источника и причины поступления;
– квитанции к ПКО. Это отрывная часть, она выдается на руки лицу, сдавшему деньги
Расходный кассовый ордер (РКО) – это приказ–распоряжение на выдачу денежных средств из кассы предприятия. Состоит из двух частей:
– в первой указывается, кому и на какие цели выданы денежные средства, сумма цифрами и прописью;
– вторая часть представляет собой расписку лица, получившего денежные средства, с указанием основных реквизитов документа, удостоверяющего личность получателя и его роспись.
Акт инвентаризации денежных средств содержит следующие основные реквизиты:
– дату и место составления;
– состав комиссии;
– количество предъявленных денежных средств по купюрной и общей стоимости;
– количество и сумму денежных документов;
– количество бланков строгой отчетности.
В акте инвентаризации указывается документальный остаток денежных средств в кассе по последнему кассовому отчету, результат инвентаризации и отклонения. Кассир несет полную материальную ответственность за сохранность всех денежных ценностей и за всякий причиненный в связи с их неправильным хранением ущерб предприятию. Ревизия кассы проводится внезапно комиссией, назначенной приказом руководителя в присутствии кассира. Хранение в кассе денег, не принадлежащих предприятию, запрещается, и при их обнаружении считаются излишком.
На обратной стороне акта материально ответственное лицо пишет объяснение о причинах излишков или недостачи, а руководитель предприятия указывает свое решение.
Выявленные излишки наличных денег приходуются с зачислением в доход предприятия:
Дебет 50 «Касса»
Кредит 91 «Прочие доходы и расходы».
В случае выявления недостачи суммы подлежат взысканию с материально ответственного лица:
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Кредит 50 «Касса».
По решению руководителя суммы взыскиваются с материально ответственного лица (кассира):
Дебет 73/3 «Расчеты по возмещению материального ущерба»
Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Сумма ущерба может быть погашена следующими способами:
а) путем внесения денег в кассу
Дебет 50 «Касса»
Кредит 73/3 «Расчеты по возмещению материального ущерба»;
б) путем вычета из заработной платы
Дебет 70 «Расчеты по оплате труда»
Кредит 73/3 «Расчеты по возмещению материального ущерба».