Порядок приема и выдачи наличных денег

УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Для приема, хранения и выдачи наличных денег каждое предприятие имеет кассу. Общие принципы ведения кассовых операций регламентируются «Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации». Предприятия могут иметь в своей кассе наличность в пределах лимитов остатка денег в кассе. Лимиты остатка денежных средств и нормы использования выручки устанавливаются учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий. Всю денежную наличность сверх установленных лимитов предприятие обязано сдавать на расчетный счет в банк. Предприятие имеет право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, премий, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в банке. В соответствии с правилами ведения кассовых операций каждое предприятие обязано соблюдать следующие правила:

1. Для обеспечения сохранности денежных средств с лицами, занимающимися кассовыми операциями, должен быть заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

2. С целью обеспечения сохранности денежных средств устанавливаются специальные требования к оборудованию кассовых помещений.

3. Инвентаризация кассовой наличности должна проводиться не реже одного раза в квартал или месяц по решению руководителя.

Существуют строгие требования к документации кассовых операций для предприятий всех форм собственности:

1) бланки кассовых документов должны быть строго типовой формы;

2) не допускаются в кассовых документах исправления и подчистки;

3) приходные и расходные кассовые ордера являются бланками строгой отчетности и выдаются кассиру в пронумерованном виде под роспись;

4) чековые книжки для расчетов и получения наличных денег с расчетного счета предприятия должны храниться в сейфе у главного бухгалтера предприятия, не допускается выдача незаполненных чеков;

5) все кассовые документы должны содержать все обязательные реквизиты, в противном случае они теряют юридическую силу.

Для оформления кассовых операций используют четыре основных документа: кассовую книгу, приходный и расходный кассовые ордера, акт инвентаризации денежных средств.

Кассовая книга выдается кассиру в пронумерованном и прошнурованном виде. Количество листов заверяется подписями руководителя, главного бухгалтера и скрепляется печатью. На предприятии одновременно должна быть одна кассовая книга. Она ведется под копирку в двух экземплярах. Отрывная часть кассовой книги является отчетом кассира.

Приходный кассовый ордер (ПКО) – это приказ–распоряжение, оформляющий поступление денежных средств в кассу. Состоит из двух частей:

– ордера, в котором заполняется поступившая сумма цифрами и прописью с указанием источника и причины поступления;

– квитанции к ПКО. Это отрывная часть, она выдается на руки лицу, сдавшему деньги

Расходный кассовый ордер (РКО) – это приказ–распоряжение на выдачу денежных средств из кассы предприятия. Состоит из двух частей:

– в первой указывается, кому и на какие цели выданы денежные средства, сумма цифрами и прописью;

– вторая часть представляет собой расписку лица, получившего денежные средства, с указанием основных реквизитов документа, удостоверяющего личность получателя и его роспись.

Акт инвентаризации денежных средств содержит следующие основные реквизиты:

– дату и место составления;

– состав комиссии;

– количество предъявленных денежных средств по купюрной и общей стоимости;

– количество и сумму денежных документов;

– количество бланков строгой отчетности.

В акте инвентаризации указывается документальный остаток денежных средств в кассе по последнему кассовому отчету, результат инвентаризации и отклонения. Кассир несет полную материальную ответственность за сохранность всех денежных ценностей и за всякий причиненный в связи с их неправильным хранением ущерб предприятию. Ревизия кассы проводится внезапно комиссией, назначенной приказом руководителя в присутствии кассира. Хранение в кассе денег, не принадлежащих предприятию, запрещается, и при их обнаружении считаются излишком.

На обратной стороне акта материально ответственное лицо пишет объяснение о причинах излишков или недостачи, а руководитель предприятия указывает свое решение.

Выявленные излишки наличных денег приходуются с зачислением в доход предприятия:

Дебет 50 «Касса»

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы».

В случае выявления недостачи суммы подлежат взысканию с материально ответственного лица:

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кредит 50 «Касса».

По решению руководителя суммы взыскиваются с материально ответственного лица (кассира):

Дебет 73/3 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Сумма ущерба может быть погашена следующими способами:

а) путем внесения денег в кассу

Дебет 50 «Касса»

Кредит 73/3 «Расчеты по возмещению материального ущерба»;

б) путем вычета из заработной платы

Дебет 70 «Расчеты по оплате труда»

Кредит 73/3 «Расчеты по возмещению материального ущерба».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: