Счета бухгалтерского учета, их содержание и строение

Зафиксирована в первичных документах информация по технологии учетного процесса подлежит регистрации и классификации (группированию) с целью ее систематизации с тем, чтобы в конечном итоге стать отдельной статьей баланса. Отражение хозяйственных операций непосредственно в бухгалтерском балансе практически нецелесообразно, поскольку после каждой операции пришлось бы составлять новый баланс (вспомните четыре типа изменений на балансе). Кроме того, баланс как моментный показатель составляют на первое число месяца и он не содержит обобщенной информации о движении каждой группы средств и их источников.
Известно, что бухгалтерский баланс дает оценку активов только в денежном измерителе, а учет, например, материальных ценностей требует еще и натуральных измерителей. Поэтому текущий учет состояния и изменений средств и их источников, самих хозяйственных процессов в деятельности предприятия обеспечивается с помощью системы счетов. Счета - это один из элементов метода бухгалтерского учета, как группировать и текущего отображения по определенным признакам наличия и движения средств предприятия и их источников и хозяйственных процессов.

Каждой группе активов, источников их формирования и хозяйственных процессов открывают счет. Так, для учета основных средств открывается счет "Основные средства", для учета товаров - "Товары", для учета процесса производства - "Производство" и тп Следовательно, счет является средством группировки (обобщение) активов, пассивов, хозяйственных процессов и контроля за их состоянием и движением в процессе хозяйственной деятельности предприятий.Содержание, назначение и строение счетов обусловлены объектами, которые учитываются, и задачами учета.
В результате хозяйственной деятельности активы и источники их образования могут увеличиваться или уменьшаться. Такое увеличение или уменьшение на счетах отображается отдельно. Поэтому счета бухгалтерского учета принято изображать в виде двусторонней таблицы, левую сторону которой обозначают условным сроком дебет, а правую - кредит.
Название счета пишут посередине таблицы. Термин "дебет" происходит от лат. debet, что означает "он должен", а "кредит" - от лат. credit, что означает "он верит". Теперь дебет и кредит - это условные технические обозначения сторон счета. Такую форму применяют и понимают одинаково бухгалтерами всего мира.

Каждая сторона предназначается для раздельного отображения увеличение или уменьшение сумм.

Поскольку объект бухгалтерского учета характеризуется определенным состоянием, тоесть наличием на определенный момент времени средств, средств и источников, то прежде всего на счету фиксируют это состояние, которое называется начальным остатком, или начальным сальдо.
Слово "сальдо" происходит от итал. saldo, что означает "расчет". После этого на счетах отражают хозяйственные операции, то есть изменения средств и их источников. При этом увеличение объекта учета записью на одной стороне счета, а уменьшение - на противоположной. Имея информацию о начальное сальдо объекта учета и изменения в течение отчетного периода, определяют сальдо на конец отчетного периода. Накопленная информация о движении объекта учета, отраженного по дебету и кредиту, называется оборотом.Итоги записей по дебету счета называют дебетовым оборотом, итоги записей по кредиту счета - кредитовым оборотом.

В зависимости от учета активов или источников их образования бухгалтерские счета делятся на активные и пассивные.
Активные счета предназначены для учета наличия и движения активов и открываются для статей баланса, которые находятся в активе бухгалтерского баланса ("Основные средства", "Нематериальные активы", "Производственные запасы", "Товары", "Касса", "Счета в банках", "Расчеты с покупателями и заказчиками" и т.д.).

Пассивные счета предназначены для учета наличия и изменения источников образования и открываются для статей баланса, содержащиеся в пассиве баланса ("Уставный капитал", "Резервный капитал", "Нераспределенная прибыль", "Долгосрочные займы", "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", "Расчеты по оплате труда" и т.д.).При открытии счетов в них записывают начальные сальдо на основании данных статей баланса. Поскольку хозяйственные средства размещены в левой стороне баланса - активе, то и сальдо в активных счетах записывают слева в дебете счета. Так как источника хозяйственных средств отражаются в балансе с правой стороны, то и сальдо в пассивных счетах записывают дело в кредите счета. Следовательно, активные счета всегда имеют дебетовое сальдо, а пассивные счета - кредитовое, удостоверяющий тесная взаимосвязь между балансом и счетами.

Можно сказать, что баланс составляют по данным счетов. При чем сумма всех дебетовых остатков (сальдо) активных счетов отражает общую стоимость хозяйственных средств и равняется итоге актива баланса. Соответственно, сумма всех кредитовых остатков (сальдо) пассивных счетов отражает общий объем источников средств и равняется итоге пассива баланса. На той стороне счета, где показывается остаток, отображается его увеличения, а на противоположной - уменьшение.
В активных счетах, где остаток всегда дебетовый, увеличение средств отражается по дебету, а уменьшение - по кредиту..Для определения остатка (сальдо) на конец месяца на активном счета необходимо: до первоначального дебетового остатка (сальдо) добавить дебетовый оборот и вычесть кредитовый оборот.

В пассивных счетах для определения остатка (сальдо) на конец месяца необходимо до начального кредитового сальдо добавить кредитовый оборот и вычесть дебетовый оборот.Рассмотрим пример и проиллюстрируем его.
На предприятии на счете "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" остаток кредиторской задолженности составлял 150 000 грн. В течение месяца имели место следующие хозяйственные операции: перечислено поставщикам за полученные материалы на сумму 300 000 грн, поступила от поставщиков очередная партия товаров на сумму 200 000 грн, принято к оплате счет подрядчика за выполненную работу на сумму 50 000 грн.
В данном примере начальное кредитовое сальдо составило 150 000 грн. В отчетном периоде увеличение задолженности и, соответственно, оборот по кредиту составлял 250 000 (200 000-И-50 000) грн, оплата счетов и, соответственно, дебетовый оборот составил 300 000 грн. Сальдо на конец месяца составит 100 000 (150 000 + 250 000 - 300 000) грн.
Ознакомление со строением счетов показало, что дебет и кредит активных и пассивных счетов имеют разное значение. Это вытекает из сути хозяйственных средств и источников их образования. Активные счета должны остаток (сальдо) всегда дебетовый (поскольку нельзя потратить больше чем есть в наличии и поступило). пассивные счета - только кредитовый (поскольку источники средств ограничиваются имеющимися хозяйственными средствами).

Метод двойной записи.

Экономическая суть хозяйственной операции заключается в том, что она вызывает двойственные и равновеликие изменения средств и источников их формирования. Двойственный характер хозяйственной операции обусловливает необходимость отражения ее на счетах методом двойной записи.

Двойная запись - метод, который вытекает из экономической сущности отражения операций, каждая из которых обусловливает изменения в двух частях в активе, в пассиве или в активе и пассиве одновременно. Это важный принцип одинакового отражения хозяйственных операций на счетах.
Показ каждой хозяйственной операции дважды, по дебету одного и по кредиту второй счетов в одной и той же сумме называют двойной записи. Двойная запись не только принцип одинакового отражения операций на счетах, но и основной технический прием бухгалтерского учета, так как обеспечивает горизонтальный взаимосвязь между счетами, а также важный контрольный прием, поскольку очевидно, что сколько бы не было операций, но общая сумма записей по дебету счетов всегда равна общей сумме записей по кредиту счетов.

Такая взаимосвязь между счетами, возникающая путем двойной записи, называется корреспонденцией счетов, а такие счета корреспондирующими. Как синоним корреспонденции счетов используют термины: бухгалтерская проводка, контировка.Для примера приведем несколько операций и их бухгалтерская проводка.

Поскольку хозяйственные операции осуществляются на основе первичных документов, то в формировании хозяйственной операции и при корреспонденции счетов необходимо указывать основание (документ). Корреспонденция счетов бухгалтерского учета является определенной моделью взаимосвязанных счетов, и поэтому конструирование или составления бухгалтерской проводки является творческой работой специалиста-бухгалтера, которая требует глубокого понимания сути хозяйственной операции и представление об изменениях, к которым она приведет.

В зависимости от количества корреспондирующих счетов различают простые и сложные бухгалтерские проводки.Простым называют такую бухгалтерскую проводку, при которой один счет дебетуется, а второй кредитуется на одну и ту же сумму, то есть когда корреспондируют между собой только два счета. Рассматриваемая в нашем примере бухгалтерская проводка - проста.Сложной называют такую бухгалтерскую проводку, при которой один счет дебетуется, несколько кредитуется на общую сумму, или наоборот - один кредитуется, а несколько
Правильная корреспонденция счетов имеет большое значение для организации бухгалтерского учета, его достоверности и правильности, поскольку на первый план выступают сущность хозяйственной операции и ее правдивое отражение на счетах. Поэтому с целью обеспечения единых подходов к отображению операций разрабатывают инструкции и типовые корреспонденции счетов. их приводят в специальных справочниках и в комментариях к плану счетов.

Хозяйственные операции производятся и регистрируются в определенной хронологической последовательности, а информация о состоянии и движении объектов учета в соответствии систематизируется на счетах. Поэтому бухгалтерские записи являются хронологическими и систематическими.

Хронологический запись - это запись операций в хронологической (календарной) последовательности их возникновения. Хронологический запись осуществляется в специальных журналах с обязательным отражением нумерации хозяйственных операций, их содержания, сумм и корреспондирующих счетов. Итог этого журнала показывает общую сумму зарегистрированных за месяц хозяйственных операций и используется для проверки полноты и правильности отражения операции на счетах. Общие пидсумкиьпроведених в журнале сумм по дебету и кредиту должны совпадать с их оборотами.

В практике учетной работы информацию из бухгалтерской проводки переносят на указанные в проводке счета для накопления и обобщения, то есть информацию систематизируют на бухгалтерских счетах. Поэтому такая группировка называют систематическим учетом. В результате систематических записей данные хронологического учета путем группировки хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета приводятся в порядок, систематизируются. Примером систематического записи на счетах есть отражение хозяйственных операций на указанных выше счетах "Касса", "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и др.
В практике учетной работы при определенных форм бухгалтерского учета хронологический и систематический учет ведут параллельно в отдельных учетных регистрах. Применяют и комбинированный способ записей хозяйственных операций путем сочетания хронологического и систематического записей, в частности в таких учетных регистрах, как Журнал-Главная, журналы-ордера и т.п.

Синтетические и аналитические счета, их взаимосвязь.

В зависимости от объемов информации и уровня обобщения счета бухгалтерского учета делятся на синтетические и аналитические.Счета бухгалтерского учета, которые открываются на основании статей баланса для учета хозяйственных средств и их источников, содержат общие (синтетические) показатели в денежной оценке. Так, счет "Основные средства" отражает наличие и движение основных средств предприятия (земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование, транспортные средства и тп). счет "Производственные запасы" - наличие и движение материальных ценностей данной группы (сырье и материалы, топливо, строительные материалы, запасные части и тп). счет "
Расчеты с поставщиками и подрядчиками "- общую сумму кредиторской задолженности всем поставщикам и подрядчикам за полученные от них материальные ресурсы, выполненные работы и предоставленные услуги и изменения этой задолженности в результате уплаты долгов и др. Такие счета принято называть синтетическими.

Термин "синтетический" происходит от лат syntesis, что означает сводный, обобщенный, объединение в одно целое отдельных элементов. Относительно счетов бухгалтерского учета то синтетическими называют счета предназначены для учета экономически однородных групп средств, их источников и хозяйственных процессов в денежном измерителе. Учет, который осуществляют на основании таких счетов, называется синтетическим учетом. Данные синтетического учета используют при составлении бухгалтерского баланса и других форм финансовой отчетности.
Данные статистического учета применяют для макроэкономического анализа и управления, поэтому оперативный и бухгалтерский учет подчиняют задачей государственной статистики. Однако для оперативного управления предприятием, осуществление контроля за сохранением и использованием ресурсов проведения обобщенной информации недостаточно, нужна подробная информация о конкретных видах средств, их источников, а также хозяйственных процессов. Такую информацию получают с помощью аналитических счетов.

Термин "аналитический" происходит от лат. analysis-разложение, расчленение целого на составляющие (элементы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: