Тема урока | НАША РОДИНА – РОССИЯ | ||
Дата урока | |||
Тип урока | Ознакомление с новым материалом | ||
Цель урока | Создать условия для формирования представлений о сущности человеческой деятельности и процессе творчества | ||
Образовательные ресурсы | · Презентация «Что значит быть патриотом» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/ obshchestvoznanie/library/urok-chto-znachit-byt-patriotom-0 | ||
План урока | 1. Российская Федерация. 2. Русский язык – государственный. 3. Что значит быть патриотом | ||
Личностно значимая проблема | «Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов... Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина» (К. Ушинский) | ||
методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная | ||
Основные понятия | Федерация, субъекты федерации; Родина, малая родина | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: определять понятие «федерация»; объяснять, что значит быть патриотом. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий | Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | |
Продолжение табл.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||
Этапы урока | Время (мин) | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Моти-вация к учеб-ной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | ||
II. Акту-ализация знаний | Прочтение стихотворений о Родине на выбор (Приложение 1) | Организует прочтение стихотворений и последующую беседу по вопросам: – Что такое Родина, по мнению поэтов, стихотворения которых вы прочли? – А что для вас значит Родина? | Читают стихотворения о Родине, подготовленные учениками дома или из приложения, отвечают на вопросы | Фронтальная работа | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение;слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | Устные ответы |
Продолжение табл.
III. Изучение нового матери-ала | 1. Презентация «Что значит быть патриотом». 2. Работа с терминами. 3. Работа с картой. | 1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию. 2. Организует работу по изучению новых терминов (Федерация). – Как называлась наша страна в прошлом? – Как называется страна, в которой мы живем сейчас и гражданами которой являемся? – А что означает слово «федерация»? – Могут ли дети работать? С какого возраста подростки могут начинать работать? – Что для этого нужно? 3. Рассказывает о государственном устройстве нашей страны, признаках государства, знакомит с политической картой РФ. – В каком субъекте РФ живем мы? Найдите его на карте. | 1. Знакомятся с новой инфор-мацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию. 2. Отвечают на вопросы, работают со словарем. 3. Слушают рас- сказ учителя и делают краткие записи в тетради, рассматривают политическую карту страны, показывают территорию России, находят столицу – Москву, а также город (областной или районный центр), где они живут и где расположена их школа. | 1. Индивидуальная работа. 2. Индивидуальная, фронтальная работа. 3. Индивидуальная, фронтальная работа. | Личностные: осознают ответственность человека за общее благополучие, свою этническую принадлежность. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения;осуществляют пошаговый контроль деятельности. Познавательные: самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем различного характера;осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят | 2. Уст- ные ответы. 3. Уст- ные ответы, записи в тетради. |
Продолжение табл.
4. Работа с учебником. Рубрика «Жил на свете человек», с. 96. 5. Задания в рабочей тетради, № 1, 5, 6, с. 59, 61. 6. Работа с дополнительным материалом (Приложение 2). 7. Работа с рубрикой «Картинная галерея», с. 97 | 4. Организует работу по изучению нового материала и его обсуждение по вопросам: – Чем интересна судьба этого человека? – Почему мы можем назвать его патриотом? 5. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, проводит выборочный контроль. 6. Организует работу по изучению дополнительного материала и беседу по вопросам: – А каких героев знаете вы? – В чем проявилась их любовь к Родине? – Что вам известно о детях-героях? 7. Организует просмотр и обсуждение плаката И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!»: – К чему призывает этот плакат? – Почему такой призыв звучит от имени Родины? – Достаточно ли родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом? | 4. Самостоятельно знакомятся с материалами рубрики, отвечают на вопросы. 5. Самостоятельно выполняют задания в рабочей тетради. 6. Изучают дополнительный материал, отвечают на вопросы, приводят примеры. 7. Рассматривают плакат, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение | 4. Фронтальная работа. 5. Индивидуальная работа. 6. Фронтальная работа. 7. Фронтальная работа | вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество | 4. Уст- ные ответы. 5. Задания в рабочей тетради. 6. Уст- ные ответы. 7. Уст- ные ответы | ||
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | Прочтение и комментирование пословиц | Организует обсуждение пословиц: «Где жить, тем и слыть», «В каком народе живешь, того и обычая держись», «За морем теплее, а у нас светлее (веселее)», «Своя печаль чужой радости дороже», «Глупа та птица, которой гнездо свое немило», «На родной стороне и камешек знаком», «Своя земля и в горсти мила», «Без корня и полынь не растет», «Всяк кулик свое болото хвалит», «На чужой стороне и весна не красна», «Своя ноша не тянет, свой дым глаз не ест», «На чужой стороне и сокола зовут вороною», «Чужая сторона – мачеха» | Выполняют задание | Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Устные ответы |
Окончание табл.
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: – За что мы любим свою страну? – Что означает понятие «малая родина»? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке | |
Домашнее задание | § 11. Задания в рабочей тетради, № 7, 8, с. 62–63 | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная |
Приложение 1