О чтении. Каким чтение заниматься, а каким – нет? Жадность ненужного познания

Занимайся чтением - не тем, которое способствует приобретению образованности, но тем, которое умерщвляет страсти твои и показывает тебе короткий и прямой путь к Богу: <этот путь> без всяких [...] (М.б. "без всяких препятствий") и быстро возведёт тебя к просветленному служению, которое является целью твоего пребывания в одиночестве. <Я имею в виду> то чтение, которое не говорит сбивчиво, <перескакивая> с одной темы на другую и время от времени вводя предметы, вредящие и мешающие твоему духовному сверхмирному размышлению.

Не читай:
- то, что содержит ложь;
- или то, что наставляет без разбора и монахов, и мирян;
- или то, чем пользуются при научении людей всех уровней;
- или то, что ведёт тебя к приобретению словесной спорливости (Златоусту бы эту рекомендацию в своё время… - ред.) и научению мудрости мира сего;
- или то, что рассказывает тебе о событиях и столкновениях, происходивших в Церкви, или об установлениях и делах царей, об их победах и подвигах;
- или полемические слова и опровержения мнений той или иной стороны <в споре>.

Такие чтения и подобные им оставим здоровым; сами же, будучи больными, воспользуемся лекарствами, то есть сочинениями, составленными для исцеления страстей наших, и житиями святых, которые были прежде нас. (Предположительно Исаак Сирин, о Божественных Тайнах и о духовной жизни (т.2), беседа 1, абзац 45, стр. 48-49, Изд. 6-е, 2012 г).

Кто, прежде чем приобрел власть над помыслами своими и победил рассеянность, когда чувства его ещё больны и совесть его немощна, занимается чтением, которое <позволяет ему> выглядеть учёным, знатоком, толкователем <Писаний> и глубокомысленным, тогда как он страстен, - тот недугует стремлением к похвальбе и невежеством. Какое знание лучше чистоты? Ибо она открывает разуму твоему всё, если вся твоя забота - о достижении её; и приблизит она тебя к дару божественного в и дения.
Стремись научиться всему, что сделает временный мир презренным в глазах твоих и что вооружит тебя мудростью против демонов, уготовляющих тебе погибель. Это принесёт тебе озарение помыслов и постоянное <ожидание> исхода из тела, а <также> освобождение от похотей благодаря воспоминанию о веке грядущем, созерцанию и в и дению его (Предположительно Исаак Сирин, о Божественных Тайнах и о духовной жизни (т.2), беседа 1, абзац 47,48, стр. 49-50, Изд. 6-е, 2012 г).

Чистота - не такой предмет, который приобретается благодаря чтению о ненужных <вещах> или множеству учений, но устанавливается она благодаря очищению мысли от воспоминания о ничтожных земных вещах…

Одно – научение от книг и знаний, приобретаемое от изучения их, а другое – знание истины, содержащейся в книгах. Первое обретает силу благодаря постоянному размышлению и труду в изучении, тогда как последнее – от исполнения заповедей и просветлённой совести, обращённой к Богу (Предположительно Исаак Сирин, о Божественных Тайнах и о духовной жизни (т.2), беседа 3, абзац 3.99, стр. 82, Изд. 6-е, 2012 г).

Не упускай то, что ценно, и не бросайся на то, что наполняет тебя только <знанием>, способствующим гордости. […] Говоря так, я не восхваляю невежество, но ограничиваю погоню за ненужными вещами, которые не очень необходимы на нашем пути, <тогда как> поиск их вредит заботе о чистоте… (Предположительно Исаак Сирин, о Божественных Тайнах и о духовной жизни (т.2), беседа 1, абзац 51,52, стр. 50-51, Изд. 6-е, 2012 г).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: