Информационно-аналитическая карта

«Сравнительный анализ требований ФГТ и ФГОС ДО»

Цель: определение ключевых изменений, принципиальных позиций.

Объект изменения ФГТ ФГОС ДО
Предемет регулирования нормы и положения, обязательные при реализации ООП ДО образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию, в части определения структуры ООП ДО в том числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.
Основа для: разработки: примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования; примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. осуществления экспертизы основных общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений. осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями использования родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования. Пунк 1.7.
Разработан (ы) на основе: на теоретических подходах деятельностном, личностном, культурно-историческом (см концепция ФГТ) Конституции Российской Федерации1 и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка2
Цель(и) формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей     1) повышение социального статуса дошкольного образования; 2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; 3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; 4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Задачи Пунк 2.7 решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением ОО «Физическая культура» · развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); · накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); · формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании ОО«Здоровье» · сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; · воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни ОО «Безопасность» · формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; · приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; · передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; · формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям ОО«Социализация» · развитие игровой деятельности детей; · приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); · формирование тендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу ОО «Труд» · развитие трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; · формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека ОО «Познание» · сенсорное развитие; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; · формирование элементарных математических представлений · формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей ОО «Коммуникация» · развитие свободного общения со взрослыми и детьми; · развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; · практическое овладение воспитанниками нормами речи. ОО«Чтение художественной литературы» · формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; · развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса ОО«Художественное творчество» · развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); · развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству ОО«Музыка» · развитие музыкально-художественной деятельности; · приобщение к музыкальному искусству 1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); 4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; 7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; 8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Принципы · развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; · научной обоснованности и практической применимости; · соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; · единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; · интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; · комплексно-тематического построения образовательного процесса; · построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. 1) поддержки разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; 2) личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей; 3) уважения личности ребенка; 4)реализации Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. 1) полноценного проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 3) содействия и сотрудничества детей и взрослых, признаниеребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничества Организации с семьей; 6) приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастной адекватностидошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учета этнокультурной ситуации развития детей.
Содержание образования включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно- речевому и художественно-эстетическому. обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области): - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие.
Установление требований к: -к структуре ООП ДО -к условиям реализации ООП ДО     -к структуре ООП ДО -к условиям реализации ООП ДО -к результату освоения ООП ДО  
требования к структуре ООП Программа состоит из двух частей: 1) обязательной части; 2) части, формируемой участниками образовательного процесса. Разделы: 1) пояснительная записка; 2) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении; 3) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»; 4) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья); 5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования; 6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.   Программа состоит из двух частей 1) обязательной части 2) части, формируемой участниками образовательных отношений. Разделы 1)целевой, 2)содержательный 3)организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. 4) Краткое представление Программы для родителей
объем ООП обязательная часть Программы - не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, часть, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема Программы. обязательная часть - не менее 60% от общего объема; часть, формируемая участниками образовательных отношений- не более 40%.
требования к разделам ООП    
  1) Пояснительная записка должна раскрывать: 1) возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении; 2) приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; 3) цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; 4) особенности осуществления образовательного процесса (национально- культурные, демографические, климатические и другие); 5) принципы и подходы к формированию Программы. Целевой раздел включает в себя · пояснительную записку · планируемые результаты освоения программы. Пояснительная записка должна раскрывать: 1) цели и задачи реализации Программы; 2) принципы и подходы к формированию Программы; 3) значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.     Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.
  Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении включает: 1) описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая личностно- ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности; 2) проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями. Содержательный раздел включает в себя а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой. должны быть представлены а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; б) способы и направления поддержки детской инициативы; в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.  
    Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений
  Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. см требования к психолого-педагогическим условиям условиям 3.2.1.
  «Содержание коррекционной работы» разрабатывается при воспитании в образовательном учреждении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья. Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.  
  см раздел Организация режима пребывания детей в ОУ 2.11.3. Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и /или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды (ДОУ).  
  3.5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные. СМ Пояснительная записка
  3.6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее - система мониторинга) должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга. 3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.  
    2.13. Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.  
требования к условиям включают семь групп требований:   1) требования к кадровому обеспечению; 2) требования к материально-техническому обеспечению; 3) требования к учебно-материальному обеспечению; 4) требования к медико-социальному обеспечению; 5) требования к информационно-методическому обеспечению; 6) требования к психолого-педагогическому обеспечению; 7) требования к финансовому обеспечению. включают пять групп требований: 1) требования к психолого-педагогическим условиям. 2) требования к развивающей предметно-пространственной среде. 3) требования к кадровым условиям реализации Программы. 4) требования к материально-техническим условиям реализации ООП ДО. 5)требования к финансовым условиям реализации.
требования к результату интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы   подразделяются: итоговые и промежуточные. целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. подразделяются: на целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте на этапе завершения дошкольного образования
Ччасть, формируемая участниками образовательных(ного) (процесса) отношений ООП ДО Составляетне более 20% общего объема Программы.   Отражает: 1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе   · по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, · по проведению санитарно- гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно- речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья);   2)специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс Составляет- не более 40%.   Может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, Может быть ориентирована на: · специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; · выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; · сложившиеся традиции Организации или Группы.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: