Основные категории: большие социальные группы, регуляторы социального поведения в больших группах, психология больших социальных групп, толпа, масса, публика, заражение, внушение, подражание, социальные движения, фрустрация больших социальных групп, социально – психологические механизмы действия социальных движений.
Контрольные вопросы:
1. Какие социальные группы называют большими?
2. Какие социально – психологические проблемы больших социальных групп вам известны?
3. Как соотносятся большие и малые социальные группы?
4. Какие методы исследования больших социальных групп вы знаете?
5. В чем особенности поведения человека в толпе?
6. Какие способы воздействия в стихийных группах вам знакомы?
7. Раскройте причины присоединения к социальным движениям?
8. Назовите общие черты социальных движений?
Литература:
- Обязательная:
1. Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008.
2. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 1999.
3. Психология масс: Хрестоматия. Самара, 1998.
- Дополнительная:
1. Багрецов С.А., Оганян К.М., Львов В.М. Диагностика социально-психологических групп с внешним статусом. СПб, 1999.
2. Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию. М., 1996.
3. Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1997.
4. Московичи С. Век толп. М., 1996.
5. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1966.
6. Проблемы социальной психологии и пропаганды. М., 1971.
7. Психологические условия социального взаимодействия. Таллинн, 1983.
Тема 3.5. Массовидные явления психики, их классификация
Основные категории: большие социальные группы, регуляторы социального поведения в больших группах
Контрольные вопросы:
1. Что понимается под массовидными явлениями психики?
2. Как определяются массовое сознание, массовое настроение и общественное мнение?
3. Каковы социально-психологические особенности коммерческой и политической рекламы?
4. Какими социально-психологическими особенностями обладают слухи?
5. Когда и почему в истории человечества возникла мода?
6. Какими могут быть основные причины паники?
7. Какова роль психолога в рекламном процессе?
Литература:
- Обязательная:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2006.
2. Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008.
- Дополнительная:
1. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. Второе издание. – М.: СПб., 2007.
2. Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. – М.: СПб.. 2004.