В технологической карте (приложение 1) фиксируют подробно технологию всего процесса в хронологической последовательности операций (графа 2) с учетом передовых агротехнических приемов и зональных особенностей. Для каждой операции указываются основные агротехнические требования: глубина обработки почвы, боронование в один или два следа и так далее (графа 3).
В исходных данных указывается объем работ () по каждой технологической операции в физических единицах (га, т, – графа 4). Объём для погрузочных работ (погрузка минеральных (органических) удобрений, сена, соломы и т.д.) принимается равным массе загружаемого материала в тоннах.
Объём работ для погрузки и транспортировки удобрений либо семян:
, тонн (1)
где – площадь поля, га; – норма внесения удобрений (высева семян), т/га.
Объём работ для погрузки (сволакивания и скирдования) соломы:
, тонн (2)
где – урожайность соломы, ц/га; – отношение урожайности соломы к урожайности зерна (задаётся в задании).
Объём работ для погрузки (сволакивания и скирдования) сена:
|
|
, тонн (3)
где – урожайность сена, ц/га.
Объём для транспортировки урожая:
, тонн (4)
где – урожайность возделываемой культуры, ц/га.
Для таких операций как обпашка и обкос полей объём работ принимается по зависимости:
, га (5)
где - доля от основной площади поля, отводимая под разворотные полосы уборочной техники (задаётся в задании), %.
Для остальных операций объём работ принимается равным площади поля, га.
Примечание: для тех операций, у которых объём работ задан в тоннах дальнейшие расчёты проводятся в соответствующих единицах измерения (т/ч, т/см, чел.ч/т, кг/т, руб/т и т.д.).
Из таблицы 5 приложения 2 с учётом возделываемой культуры принимаются оптимальные календарные и рабочие сроки (, дней) проведения технологических операций, обеспечивающие получение высокого урожая (графа 6).
В соответствие с заданием заполняются графы 7, 8, где указывается состав агрегата, исходя из необходимости обеспечения высокого качества работы при минимальных затратах труда и средств на единицу работы в условиях данного сельхозпредприятия. Для правильного решения этого вопроса оценивают эксплутационные качества машин и агрегатов (соответствие агротехническим требованиям, производительность, стоимость работ и т.д.) с учетом конкретных условий использования (тип почв, рельеф, длина гона, и др.).
При выборе состава агрегата (таблица 5, приложение 2) предпочтение следует отдавать скоростным тракторам с мощными двигателями, новым современным машинам массового производства. Тракторы и сельскохозяйственные машины должны быть согласованы между собой по основным параметрам и показателям работы, например: захват жаток и пропускная способность комбайнов; ширина захвата сеялок, сажалок и культиваторов для междурядной обработки.
|
|
В таблице 5 приложения 2 данные по составу машинно-тракторного агрегата (МТА) и технико-экономических показателей его работы представлены по трем основным сельскохозяйственным зонам Челябинской области, отличающиеся географическим расположением и почвенно-климатическими условиями. Студент разрабатывает технологическую карту для одной зоны, выбор которой производится на основе задания или по согласованию с преподавателем. Данные часовой производительности МТА (, га/ч, т/ч) и расхода топлива на единицу работы (, кг/га, кг/т) заносятся в графы 9 и 14 соответственно.
Сменная производительность МТА определяется по выражению:
, га/см (т/см) (6)
где часов – продолжительность смены.
Полученные данные заносятся в графу 10 технологической карты.
Количество нормосмен по данной операции определяется по нижепредставленной зависимости и заносится в графу 11 технологической карты:
, шт (7)
Количество МТА, необходимых для своевременного выполнения заданной операции на всём объёме работ определяется по выражению:
, шт (8)
где – коэффициент сменности, который показывает, во сколько смен проводится суточная работа по данной операции.
Для повышения дневной производительности и сокращения числа используемых МТА целесообразно организовать их работу, особенно в пиковые периоды, в полторы, две, а в отдельных случаях и в три смены. Таким образом, принимается и заносится в графу 13 технологической карты.
Полученное значение округляется до целого числа в меньшую сторону и заносится в графу 12 технологической карты.
Расход топлива на весь объём работ по заданной операции определяется по выражению:
, кг (9)
Полученное значение заносится в графу 15 технологической карты.
В графах 16, 17 технологической карты указывается количество механизаторов (, чел.) и вспомогательных рабочих на агрегате (, чел.) соответственно. Большинство современных агрегатов (бороновальные, культиваторные, пахотные и др.) обслуживаются одним механизатором. На посевных, посадочных, некоторых уборочных агрегатах применяется труд вспомогательных рабочих. Их количество на агрегате зависит от состава агрегата и сложности технологического процесса. Так, на многосеялочные посевные агрегаты принимают одного рабочего на 1...2 сеялки, картофелеуборочный агрегат Т-85+КПК-2 обслуживают два механизатора и 4...6 подсобных рабочих.
Затраты труда на единицу выполненной работы (графа 18) определяются из выражения:
, чел.ч/га (чел.ч/т) (10)
Затраты труда на весь объем работ (графа 19) определяются по следующей зависимости:
, чел.ч (11)
Объём работ в условных эталонных гектарах (графа 5) определяется с учётом сменной эталонной выработки трактора (кроме тракторов, работающих на транспортных, погрузочных работах и зерноуборочных комбайнов):
,у.эт.га (12)
Сменная эталонная выработка трактора определяется по следующему выражению:
у.эт.га/см (13)
где – коэффициент перевода физических тракторов в условные эталонные (таблица 3 приложение 2).
Прямые эксплуатационные затраты на единицу работы (графа 33) складываются из следующих элементов:
, руб/га (руб/т) (14)
Затраты на реновацию трактора (графа 21) определяются следующим образом:
, руб/га (руб/т) (15)
где – балансовая стоимость трактора, руб (таблица 1 приложение 2); – отчисления на реновацию трактора (графа 20), % (таблица 1 приложение 2); – годовая загрузка трактора, ч (таблица 1 приложение 2).
Затраты на капитальный ремонт трактора (графа 23):
, руб/га (руб/т) (16)
где – отчисления на капитальный ремонт трактора (графа 22), % (таблица 1 приложение 2).
|
|
Затраты на реновацию сцепки (графа 25):
, руб/га (руб/т) (17)
где – балансовая стоимость сцепки, руб (таблица 2 приложение 2); – отчисления на реновацию сцепки (графа 24), % (таблица 2 приложение 2); – годовая загрузка сцепки, ч (таблица 2 приложение 2).
Затраты на реновацию СХМ (графа 27):
, руб/га (руб/т) (18)
где – балансовая стоимость СХМ, руб (таблица 2 приложение 2); – отчисления на реновацию СХМ (графа 24), % (таблица 2 приложение 2); – годовая загрузка СХМ, ч (таблица 2 приложение 2); - количество СХМ в агрегате, шт. Количество СХМ определяется из формулы агрегата.
Пример
Состав агрегата:
- на бороновании Т-4А.01+СП-16К+18х2БЗСС-1; =36 шт;
- на посеве Т-4А.01+СП-11К+3хСЗТ-3,6А; =3 шт.
Заработную плату персонала (графа 28), обслуживающего МТА определяют по формуле:
, руб/га (руб/т) (19)
где – часовая тарифная ставка оплаты труда механизатора:
, руб/ч (20)
где – минимальный размер оплаты труда в РФ, руб (с 01.01.2009 г. руб/мес.); – коэффициент, учитывающий условия труда механизатора (для механизатора, работающего в летний период в растениеводстве ); - регионально-зональный коэффициент (для Урала ); – разрядный коэффициент (для механизатора, работающего на тракторах тяговых классов от 4 (включительно) до 6 – ; на тракторах тяговых классов от 2 (включительно) до 4 – ; на тракторах тяговых классов до 2 – ; – месячный часовой фонд рабочего времени (в период полевых работ часов). Тяговые классы тракторов принимаются из таблицы 3 приложения 2 (зерноуборочные комбайны относятся к классу 3).
Затраты на горюче-смазочные материалы (графа 29) определяют по формуле:
, руб./га, (21)
где Ц – цена за 1 кг топлива, определяется по тарифу, руб/кг.
Затраты на текущий ремонт и планово-техническое обслуживание трактора (графа 30):
, руб/га (руб/т) (22)
где – отчисления на текущий ремонт и планово-техническое обслуживание трактора, % (таблица 1, приложение 2).
Затраты на текущий ремонт и планово-техническое обслуживание сцепки (графа 31):
, руб/га (руб/т) (23)
где – отчисления на текущий ремонт и планово-техническое обслуживание сцепки, % (таблица 2, приложение 2).
|
|
Затраты на текущий ремонт и планово-техническое обслуживание СХМ (графа 32):
, руб/га (руб/т) (24)
где – отчисления на текущий ремонт и планово-техническое обслуживание СХМ, % (таблица 2, приложение 2).
В графу 34 заносят прямые затраты на весь объем данной операции, которые получают произведением прямых эксплуатационных затрат на единицу работ (графа 33) на объём работы по данной операции (графа 4):
, руб (25)
В пояснительной записке к заданию итоговые показатели следует представить в следующем виде:
Показатель | На весь объём работ | На единицу работ, га (т) | На 1 ц урожая | |||
1-й агрегат | 2-й агрегат | 1-й агрегат | 2-й агрегат | 1-й агрегат | 2-й агрегат | |
Затраты труда, чел.-ч | ||||||
Прямые эксплуатационные затраты, руб. | ||||||
Объем работ, у.э.га | - | - |
ЛИТЕРАТУРА
1. Горбачев И.В. Сельскохозяйственные машины. – М.: Колосс, 2006.
2. Дорохов А.П., Печерцев Н.А. и др. Разработка технологических карт комплексной механизации производства сельскохозяйственных культур. МУ. – Челябинск.: ЧГАУ, 2005.
3. Зангиев А.А. и др. Эксплуатация машинно-тракторного парка. – М.: Колосс, 2005.
4. Плаксин А.М. – Энергетика мобильных агрегатов в растениеводстве. – Челябинск.: ЧГАУ, 2005.
5. Приложение к методическим указаниям по курсовому и дипломному проектированию по курсу ЭМТП. – Челябинск, 2009.
6. Сагайдак А.Э. Экономика и организация сельскохозяйственного производства. – М.: Колосс, 2005.
7. Сельскохозяйственная техника. Каталог. – М.: Колосс, 2005.
8. Справочник инженера-механика сельскохозяйственного производства: Учебное пособие. – М.: ФГНУ «Росинформагротех». – Ч.1, Ч.2. – 2003.
Приложение 1