Задания для самостоятельной работы

Тема 1: Становление психологии как науки

Задание: выполните подробный конспект по одной из тем на выбор, используя предложенный список литературы.

1. Представление о душе в философии Древней Греции (Платон, Аристотель).

Литература:

· Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 1. – М., 1976. – С. 394-401. Там же: Асмус В. Трактат «О душе». С. 50-62.

· Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 2002. – С. 40-64.

· Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2007. – С.43-45.

· Платон. Соч. в 3 т. Т. 2. – М., 1970. – С. 53-57, 61-67, 81-96, 209-221.

2. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения.

Литература:

· Джемс У. Психология. – М., 1991. – С. 56-72.

· Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 2002. – С. 110-115.

· Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2007. – С. 45-48.

· Соколова Е.Е. 13 диалогов о психологии. – М., «Смысл», 1995. – С. 187-223.

· Ярошевский М.Г. История психологии. – М., «Академия»., 1996. – С. 128-139, 183-185,200-210.

3. Поведение как предмет психологии.

Литература:

· Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 2002. – С. 286-301.

· Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2007. – С. 49-53.

· Соколова Е.Е. 13 диалогов о психологии. –М., «Смысл», 1995. – С. 224-271.

· Ярошевский М.Г. История психологии. – М., «Академия», 1996. С. 210-227.

4. Неосознаваемые процессы. Проблема бессознательного в психологии.

Литература:

· Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: «Просвещение», 1989.

· Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2007. – С. 156-161.

· Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 2002. – С. 318-350.

· Соколова Е.Е. 13 диалогов о психологии. – М., «Смысл», 1995. – С. 272-325.

· Ярошевский М.Г. История психологии. – М., «Академия», 1996. – С 257-296.

5.Возникновение и становление психологии в России.

Литература:

· Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 2002. – С. 173-183.

· Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2007. – С. 53-56.

· Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2002. – 432 с.

· Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2005. – С. 77-90.

Тема 2: Мозг и психика

1. Строение нервной системы. Понятие рефлекса.

2. Функциональные блоки мозга.

3. Представительство психических процессов в коре головного мозга.

Литература:

1. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Уч. пос. для студ. вузов.- 2-е изд. – М.: Университет, 2005.

2. Лурия А.Р. Мозг и психика // Хрестоматия по психологии. – М., 1977. – С. 134-143.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2007. – 592 с.

4.Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М., 1997. – 688 с.

5. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2002. – 432 с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2005. – 720 с.

Методические рекомендации:

1. Раскройте содержание вопросов самостоятельной работы в тетради для самостоятельной работы.

2. Законспектируйте статью Лурии А.Р. «Мозг и психика».

3. Решите тест:

  1. Психологические особенности трудовой деятельности и профессиональных возможностей человека изучает …

а) юридическая психология

б) социальная психология

в) психология труда

г) медицинская психология

  1. Познание, осуществляемое людьми в повседневной жизненной практике, называется познанием

а) объективным;

б) научным;

в) философским;

г) обыденным.

  1. Психология в переводе с древнегреческого означает

а) наука о жизни;

б) наука о душе;

в) наука о сознании;

г) разум и душа.

  1. Классификация отраслей психологии основывается на принципе…

а) развитие психики в деятельности

б) объективности

в) детерминизма

г) повторяемости

  1. Отличительной чертой отечественной психологии является использование категории

а) активности

б) сознания

в) бессознательного

г) деятельности

  1. Направление в психологии, основанное на информационном подходе к изучению психики с использованием ЭВМ, называется …

а) глубинной психологией

б) функциональной психологией

в) гуманистической психологией

г) когнитивной психологией

  1. Отечественная психология в качестве предмета своего изучения определяет

а) психику

б) деятельность

в) сознание

г) человека

  1. Метод исследования, предусматривающий устное, прямое или косвенное получение сведений, называется…..

а) беседой

б) экспериментом

в) наблюдением

г) тестированием

  1. Многократные исследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени характеризуют метод

а) лонгитюдный;

б) поперечных срезов;

в) эксперимент;

г) контент-анализ

  1. Метод, характеризуемый как краткое стандартизированное исследование – это

а) анализ

б) эксперимент

в) наблюдение

г) тестирование

  1. Для естественнонаучного подхода к изучению психологии человека характерным является…

а) экспериментальная проверка гипотез

б) заинтересованное отношение исследователя к объекту

в) все ответы верны

г) понимание невозможности получить единственно верное знание в объекте

  1. Эксперимент не бывает

а) исследовательским

б) лабораторным

в) формирующим

г) естественным

  1. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления социально-психологического фона называется:

а) контент-анализом

б) беседой

в) экспериментом

г) анализом продуктов деятельности

  1. К группам методов исследования, выделенных Б.Г. Ананьевым, не относятся методы

а) интерпретационные

б) практические

в) эмпирические

г) организационные

  1. Эксперимент был заимствован психологией из:

а) естествознания

б) теологии

в) философии

г) педагогики

  1. Первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию создал

а) В.Вунд;

б) И. Сеченов;

в) У.Джемс;

г) И. Павлов.

  1. Совокупность образов и ценных установок, норм и правил, определяющих основные направления научных исследований в конкретном историческом периоде, называется

а) теорией;

б) гипотезой;

в) парадигмой;

г) методом.

4. Подготовьтесь к коллоквиуму по данной теме.

Тема 3: Развитие психики в филогенезе

1. Основные стадии развития психики животных.

1. 1. Стадия элементарной сенсорной психики.

1.2. Стадия перцептивной психики.

1.3. Стадия интеллекта.

2. Эволюция нервной системы как условие развития психики.

3.Основные формы поведения животных.

3.1. Общая характеристика инстинкта и примеры исследования инстинктивного поведения животных.

3.2. Исследование интеллекта животных. Характеристика навыка и

интеллекта.

4.Совместная деятельность людей и возникновение сознания.

Литература:

1. Выготский Л.С., Лурия А.Р.. Этюды по истории поведения. Гл. 1., пр. 1-6. (3)

2. Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных // Хр. по общей психологии. – М., «Просвещение», 1987 г., С. 62-68.(1,2)

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4 изд. – М., 1981. – С. 219-249-261(1,3.2.), 277-284 (4).

4. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2007. – С.70-86.

5. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2002. – 432 с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2005. – С. 90-150.

7. Северцов А.Н. Эволюция и психика // Психологический журнал. – 1982. – № 4.

8. Сергеев Б. Как мозг учился думать. – М., «Цитадель», 1995.

9. Фабри К.Э. О закономерностях развития психики в онтогенезе животных. / Принцип развития в психологии. Сборник статей. – М., «Наука», 1978. – С. 337-362.

Методические рекомендации:

1. Раскройте содержание вопросов самостоятельной работы в тетради для самостоятельной работы.

2. Законспектируйте статьи.

3. Решите тест:

1. Общая способность организма к ощущению, реакция на факторы окружающей среды называется

а) раздражимостью;

б) чувствительностью;

в) активностью;

г) саморегуляцией.

2. _________ - высший уровень психического отражения действительности

а) психика;

б) интроспекция;

в) сознание;

г) мышление.

3. Способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия внешней среды называется

а) актуальностью;

б) раздражимостью;

в) чувствительностью;

г) витальностью.

4. Согласно А.Н. Леонтьеву, в эволюционном развитии психики отсутствует стадия …

а) элементарной сенсорной психики

б) перцептивной психики

в) интеллекта

г) опосредованной психики

5. Двумя основными стимулами возникновения сознания психологи считают:

а) развитие мышления и развитие памяти

б) разделение труда и развитие речи

в) развитие мышления и разделение труда

г) развитие восприятия и развитие мышления

6. Цепь реакций на отдельные, последовательно действующие раздражители, называется поведением…

а) последовательным

б) цепным

в) инстинктивным

г) обусловленным

7. Рефлекс, при котором раздражитель, прежде не вызывавший соответствующей реакции, становиться сигнальным раздражителем - это

а) условный рефлекс;

б) рефлексия;

в) рефлекс;

г) рефлекторное кольцо

8. Первое исследование на пути экспериментального объективного изучения поведения животных было предпринято….

а) Э. Торндайком

б) Ч. Дарвиным

в) В. Кёлером

г) И.П. Павловым

9. Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознаёт себя в качестве субъекта деятельности, называется …

а) самосознанием

б) представлением

в) самоощущением

г) самопрезентацией

10. Процесс возникновения и исторического развития психики и поведения животных, эволюции форм сознания называется …

а) зоопсихологией;

б) этнопсихологией;

в) онтогенезом;

г) филогенезом.

11. Филогенезом называется

а) процесс биологической эволюции видов

б) период, характеризующийся наиболее благоприятными условиями для развития определённых свойств и видов поведения

в) процесс индивидуального развития человека

г) качественно своеобразный период развития, заключающийся в коренной перестройке сложившихся структур

Тема 4: Психологические теории личности

Задание: Заполните таблицу

Психологические теории личности Основные представители Понимание личности (структура)
Психоаналитические теории личности З.Фрейд, К. Хорни, К.Г. Юнг, Адлер, Эриксон  
Гуманистические теории личности К.Роджерс, А.Маслоу  
Когнитивная теория личности Дж.Келли  
Поведенческая теория личности Дж.Уотсон и Б.Скиннер; А.Бандура и Дж.Роттер  
Деятельностная теория личности С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова - Славская  
Диспозиционная теория личности Э.Кречмер, Г.Айзенк, Г.Олпорт  
Теория личности в гештальт психологии К. Левин  

Методические рекомендации:

При изучении теорий личности необходимо в каждой выделить главное:

· понятие личности

· суть концепции

· структура личности

Литература:

1. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 2002. – 512 с.

1. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология: Избранные психологические труды / Под ред. М.Р. Гинзбурга. – М., Воронеж, 2003. – 416 с.

2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2002. – 512 с.

3. Психология для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб: «Питер», 2009. – 656 с. Гл.15.

4. Хьел, Зиглер. Теории личности. – СПб, 2000.

Тема 5: Способности

(Коллоквиум)

1. Понятие о способностях. Структура способностей.

2. Количественная и качественная характеристика способностей.

3. Развитие способностей школьников в процессе обучения.

4. Способности и одарённость (умственные, математические, художественные, спортивные и пр.).

Контрольные вопросы:

1) Кто из отечественных и зарубежных психологов внес вклад в разработку общей теории способностей?

2) Поясните фразу: «Задатки лишь предпосылки развития

способностей».

3) В чем выражается соотношение способностей и успешности обучения?

4) Какие уровни развития способностей вы знаете?

5) Раскройте суть классификации уровней развития способностей (способности, одаренность, талант, гениальность).

6) Что такое потенциальные и актуальные способности?

7) Докажите, что способности по своей природе биосоциальны.

8) В чем выражается взаимосвязь общих и специальных способностей?

9) Раскройте суть взаимодействия и взаимокомпенсации способностей.

10) Назовите основные этапы развития способностей.

11) Какова роль игры в формировании способностей?

12) Как особенности семейного воспитания влияют на развитие способностей?

Литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в психологию. – М., 1988. С. 234-245 (в.1,4).

2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2007.

3. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2002. – 432 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. Ч. 5.

5. Психология одарённости детей и подростков./ Под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтеса и др. – М. «Академия», 1996. – С. 63-86 (в.4),319-329(в. 3).

6. Петровский А.В. Психология: Учеб. Для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002.

7. Психология одарённости детей и подростков. / Под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтеса и др. – М., «Академия», 1996. (Виды одарённости). – С. 234-318.

8.Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий // Хрестоматия по психологии. –М, 1977. –.С. 333-338..

9. Пекелис В. Что такое гениальность? // Популярная психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов / Сост. В.В. Мироненко. – М., 1990. – С. 319-325.

10. Лейтес Н. Дети с ранним расцветом способностей // Популярная психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов / Сост. В.В. Мироненко. – М., 1990. – С. 325-334.

Методические рекомендации:

· Сделайте краткие записи по предложенным пунктам самостоятельной работы,

· ответьте на вопросы,

· подготовьтесь к зачету по этим вопросам.

Тема 6: Воля как высший уровень психической регуляции

1. Мотивационная сфера личности и волевая активность.

2. Процессы воли: созревание психических свойств и проявление воли.

3. Произвольность и волевые состояния.

4. Волевые качества человека и их развитие.

Литература:

1. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. Лекция 6. – С. 819-828.

2. Иванников В.А. К сущности волевого поведения / Хрестоматия по психологии. – М., 1987. – С. 260-269.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2007. Гл. 15.

4. Рувинский Л.И., Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. – М., 1986.

Методические рекомендации:

1. Раскройте содержание вопросов самостоятельной работы в тетради для самостоятельной работы.

2. Законспектируйте статью В.А. Иванникова.

3. Решите тест:

1. Фрейдизм

а) рассматривает психологию как науку поведения;

б) рассматривает проблему развития интеллекта;

в) дает представление о человеческом организме как системе;

г) рассматривает вопрос о сексуальной жизни человека.

2. Генетическая психология Жана Пиаже

а) рассматривает проблему целого и части;

б) ставит вопрос о сексуальной жизни человека;

в) рассматривает как науку о поведении;

г) изучает структуру человеческого интеллекта.

3. Гуманистическая психология сконцентрирована на

а) изучении социальной сферы в психологии личности;

б) исследовании терапевтических приемов оптимизации жизни человека;

в) изучении здоровых и творческих людей;

г) исследовании познавательных процессов.

4. В основу научения бихевиористы положили

а) условные стимулы;

б) безусловные реакции;

в) условные реакции;

г) безусловные стимулы.

5. Главным элементом поведения для бихевиористов являются

а) врожденная установка;

б) ошибка стимула;

в) реакция;

г) связь стимула и реакции.

6. Бессознательное включает в себя

а) самую глубокую и значимую область человеческого разума, представляющую собой хранилище примитивных инстинктов побуждений, а также эмоции и воспоминания, которые были вытеснены из-за угрозы сознанию;

б) измененное состояние сознания в момент гипнотического воздействия;

в) форму обобщения инстинктивных явлений;

г) мысли и чувства, которые индивидуум не осознает в любой данный момент, но которые могут быть осознанными с небольшими затруднениями или совсем без труда.

7. Органы, специально предназначенные для восприятия,переработки и хранения информации, называются

а) эффекторами;

б) нервно-мышечными окончаниями;

в) органами чувств;

г) рецепторами.

8. Понятие «потребность в корнях» означает

а) экзистенциальную человеческую потребность быть неотъемлемой частью социального мира, ощущать свою принадлежность к нему;

б) базисную человеческую потребность в победе над пассивностью животной природы, чтобы стать активным и творческим созидателем своей жизни;

в) потребность индивидуума в стабильной и значимой системе убеждений, позволяющих объяснять сложность социального и физического мира;

г) базисную человеческую потребность заботиться о других и принимать в них участи.

9. Суть понятия «самость» раскрывается через

а) персонификацию жизненной мудрости и зрелости;

б) бессознательную противоположность того, что индивидуум настойчиво утверждает в сознании;

в) социальную роль человека, проистекающую из общественных ожиданий и обучения в раннем детстве;

г) воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности.

10. Термин «сублимация» означает

а) форму замещения, при которой импульсы ид направляются на социально приемлемую активность;

б) стремление осознавать свои инстинктивные побуждения;

в) освоенную индивидуумом систему социальных норм и стандартов поведения, полученную от родителей посредством поощрения и наказания.

11. Понятие «персона» включает в себя

а) бессознательную противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании;

б) воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности;

в) социальную роль человека, проистекающую из общественных ожиданий и обучения в раннем детстве;

г) персонификацию жизненной мудрости и зрелости.

12. Самоактуализацией называется

а) процесс развития, в котором индивидуум берет на себя ответственность за максимально полную реализа­цию своего потенциала;

б) процесс, в котором проявляются наиболее существенные свойства личности;

в) процесс, включающий в себя здоровое развитие способностей людей, позволяющих им стать тем, кем они могут стать, а значит жить осмысленно и совершенно;

г) высший аспект жизни, достигаемый наиболее активными людьми.

13. Исследования представители психологии гештальт проводили в области

а) ощущений;

б) восприятия и мышления;

в) памяти;

г) эмоций.

14. Подкрепление и оперантное обуславливание формирует характер и наклонности личности, считают…

а) когнитивисты

б) экзистенциалисты

в) бихевиористы

г) позитивисты

15. К психодинамическим относятся теории личности, объясняющие поведение человека, исходя из его…

а) внутренних характеристик

б) социальной ситуации

в) взаимодействия с людьми

г) уровня развития

16. Субъектом в психологии называется

а) человек как обладатель социальных качеств;

б) человек как единое природное существо, представитель вида Homo sapiens;

в) индивид или группа как источник познания и преобразования действительности, носитель активности;

г) испытуемый, принимающий участие в психологическом эксперименте.

17. Термин «личность» в психологии определяется как

а) человек, достигший высокого уровня психической зрелости;

б) психически здоровый человек, занимающийся общественно полезной деятельностью;

в) сильный, волевой человек, достигший общественного признания

г) социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности в общении и характеризую­щее меру представленное общественных отношений в индивиде;

18. Из перечисленного: 1) индивидуальность личности, 2) представленность личности в системе межличност­ных отношений, 3) анатомо-физиологические особенности, 4) запечатление личности в других людях, ее «вклад» в них, в структуру личности входят:

а) 2,4;

б) 1,2,4;

в) 3,4;

г) 1,3.

19. Уровнем притязаний называют

а) желаемый уровень самооценки (образа «Я»), проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой;

б) степень эмоциональной напряженности перед той или иной деятельностью;

в) оценку индивидом своих возможностей в напряженной ситуации;

г) степень трудности цели, которую перед собой ставит субъект.

20. Когнитивный компонент образа «Я» - это

а) самоуважение, самокритичность, себялюбие и т.д.;

б) оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей;

в) то, каким человек должен был бы стать, чтобы соответствовать своим собственным внутренним критериям успешности;

г) представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д.;

21. Понятие «интерес» в психологии означает

а) процесс ознакомления с новой ситуацией;

б) произвольный процесс, имеющий своей целью определенную степень ознакомления с объектом;

в) непроизвольный процесс, имеющий своей целью определенную степень ознакомления с объектом;

г) мотив, способствующий ориентации в какой-либо области, ознакомлению с новыми факторами, более полному и глубокому отражению действительности.

22. Понятие «убеждения» в психологии определяется как

1) система мировоззрения личности, большая часть которой действует как бессознательные тенденции, акты,

2) установки и т.д. устойчивые, хорошо аргументированные позиции личности

3) система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами,

4) мировоззрением система идеалов, взглядов, позиций личности

23. Психологической защитой называется

а) степень эмоциональной напряженности перед той или иной деятельностью;

б) специфически ориентированное поведение, направленное на устранение того, что угрожает физической или психической целостности организма;

в) психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению целей;

г) специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.

24 Идеальным «Я» обозначается

а) стремление быть понятным, завоевать симпатии, уважение окружающих значимых людей или же желание остаться незамеченным, скрыть свои недостатки, уклониться от оценки и критики;

б) то, каким человек желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным;

в) желание человека строить свое поведение в верхних пределах своих возможностей;

г) то, каким человек должен был бы стать, чтобы соответствовать своим собственным внутренним критериям успешности.

25. Термин «отрицание» означает

а) вид психологической защиты, при котором информация, тревожащая человека, не воспринимается;

б) бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и недоступных, но желательных для себя;

в) вид психологической защиты, при котором происходит обособление внутри сознания травмирующих человека факторов;

г) активное выключение из сознания неприятной информации или неприятного мотива.

26. Креативностью обозначают

а) врожденные, физиологические особенности человека, которые служат основой развития способностей;

б) общую способность к творчеству;

в) специальную способность к творчеству;

г) патологическую склонность вести себя необычно, не так как все.

27. Понятие «отчуждение» означает

а) вид психологической защиты, при котором происходит обособление внутри сознания травмирующих человека факторов;

б) бессознательный перенос на другое лицо, приписывание ему собственных чувств, желаний, переживаний, мыслей и т.д., в которых человек не может себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость;

в) активное выключение из сознания неприятной информации или неприятного мотива;

г) вид психологической защиты, в котором действия, направленные на недоступный объект, переносятся на действие с доступным объектом.

28. Желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, называется….

а) уровнем предпочтений

б) степенью адекватности

в) завышенной самооценкой

г) уровнем притязаний

29. Согласно основному закону психологии личность и психика развиваются в

а) общении

б) онтогенезе

в) филогенезе

г) деятельности

30. Категория в психологии, выражающая сущность внутреннего мира человека, называется…

а) субъективностью

б) личностью

в) индивидуальностью

г) индивидом

4. Подготовьтесь к коллоквиуму по данной теме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: