Блок дополнительной информации

Учебно-методический комплекс к занятию № 12.

Методические указания к аудиторному занятию № 12.

Итоговый тестовый контроль по темам: "Клетка", "Онтогенез", "Генетика".

Примерытестовых заданий. Выбрать только одну букву, соответствующую правильному (правильному и полному) ответу или верно законченному высказыванию. Ответ "все верно" означает, что все вышеназванные варианты ответов верны

Пример варианта контрольной работы.

Вариант ….

1. Назвать важный элемент, обеспечивающий нормальный синтез эритроцитов

а- F б- I в- Fe г- P д- все неверно

2. Назвать важный элемент, обеспечивающий нормальный метаболизм зубной эмали

а- Fe б- I в- F г- P д- все неверно

3. Указать вещества - моносахариды

а- глюкоза, галактоза, фруктоза б- триглицериды, холестерин в- крахмал, гликоген, клетчатка г- все верно д- все неверно

4. Какова вероятность рождения ребенка с аутосомно- доминантной болезнью, если оба родителя гетерозиготны

а- 100% б- 75% в- 50% г- 25% д- все неверно

5. Сколько идентичных аутосом у сына и отца?

а- 100% б- 50% в- 25% г- 0% д- все неверно

6. На сколько человек приходится 1 гетерозиготный носитель семейной амавротической идиотии - рецессивного гена, если 1 больной приходится на 40 000 здоровых людей

а- на 100 б- на 200 в- на 300 г- на 400 д- на 500

Основная литература:

1. Чебышев Н.В. и др., Биология (Учебник). – М.:ВУНМЦ 2000. С. 9-277.

2. Конспекты лекций № 1-11.

Методические указания для самоподготовки № 12.

Тема. Биогеоценозы; основы антропологии – расоведение.

Цель самоподготовки. Расширить и закрепить представления по вопросам темы.

Вопросы для самостоятельного изучения задания.

1. Основные понятия экологии (автотрофы, гетеротрофы - консументы, редуценты - деструкторы).

2. Лимитирующие факторы биогеоценоза.

3. Экология человека.

4. Расы людей.

5. Основные механизмы адаптации по эволюционной гипотезе.

Блок дополнительной информации.

Экология - наука, изучающая взаимоотношения между живыми организмами и окружающей средой. Функциональной единицей биосферы является биогеоценоз.

Биогеоценоз (экосистема) - это целостная саморегулирующаяся система, представляющая собой совокупность живых и неживых элементов (климатических факторов и физико-химические свойств почвы, воды и воздуха) определенной территории.

В состав биогеоценоза входит:

1. Биотическая часть (биоценоз) - совокупность живых организмов (продуцентов, редуцентов, консументов).

2. Абиотическая часть (экотоп) - совокупность факторов неживой среды.

Автотрофы - организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических, фиксирующие солнечную энергию, превращающие ее в потенциальную энергию химических связей синтезированных органических веществ.

Консументы (потребители) - это гетеротрофные организмы, потребители органического вещества. Консументы подразделяются на:

1. консументы первого порядка - животные, питающиеся непосредственно продуцентами (фитофаги);

2. консументы второго порядка - животные, питающиеся травоядными (зоофаги, хищники);

3. консументы третьего порядка - животные, которые питаются плотоядными и травоядными (зоофаги, вторичные хищники).

Выделяют консументы четвертого и пятого порядка, обычно пятый порядок консументов максимальный.

Редуценты (деструкторы) - это гетеротрофные организмы, разрушающие останки животных и растений, превращая их в простые соединения (бактерии, грибы). Функциональная единица биогеоценоза - пищевая цепь. Пищевая цепь - передача энергии солнца, заключенной в пище, между организмами. Пищевые цепи в экосистеме перекрещиваются, образуя сложную пищевую сеть. Нарушение любого звена сети отражается на экосистеме в целом. Пищевые цепи можно изобразить в виде пирамиды, состоящей из нескольких трофических уровней, последовательность которых соответствует направлению потока энергии. На каждом последующем трофическом уровне число особей и их биомасса прогрессивно уменьшаются, т.к. около 85-95% энергии пищи используется на поддержание жизнедеятельности и построение тела.

Экотоп (биотоп) - совокупность факторов неживой природы. К ним относятся свет, температура, влажность, кислотность, соленость, рельеф, ветер, воздух, давление, долгота дня, радиация и т.д. Степень присутствия или отсутствия каждого из них существенно отражается на жизнедеятельности организмов, но неодинаково в отношении разных видов.

Вид, популяция, особь испытывают одновременное воздействие многих факторов, отклонение за пределы выносливости всего лишь одного фактора приведет к гибели организмов. Такие факторы называются лимитирующими. Так, основными лимитирующими факторами, определяющими тип растительности, является количество осадков и среднегодовая температура среды.

Экология человека изучает закономерности возникновения, существования и развития антропоэкологических систем, которые представляют собой сообщество людей, находящихся в динамической взаимосвязи со средой и удовлетворяющих, благодаря этому, свои потребности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: