Сходство с Законами Хаммурапи

Законы Ману

Законы Ману – (наиболее известная дхармашастра) древнеиндийский сборник юридических норм, религиозных и моральных предписаний. Он важен прежде всего тем, что даёт довольно яркую и полную картину государственной, сословной, семейной и хозяйственной жизни тогдашнего брахманистского общества.

Точное время составления не известно. Предполагаемый период появления - межу IIв. до н.э и II в.н.э. Авторами законов являлись брахманы (жрецы), которые дали им имя Ману – мифического покровителя древних индусов.

Ману был у индийцев в патриархальный период первый человек, в героическое время первый царь, родоначальник царствующих династий, а когда достигло преобладания духовенство, он стал первый святой и мудрец.

Причины издания:

· подвести общественную жизнь под регламентацию, определяющую правила для каждого движения

· наложить на все в стране владычество брахманской системы

· превращения ограниченной власти царя в деспотическую

· развитие системы варн (позднее кастового устройства)

Особенности:

1)ЗМ состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок)

2) Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в законах 12 глав)

3) Содержание законов Ману выходит за пределы права, т.к. в них имеются положения, относящиеся к политике, морали, религиозным предписаниям и др

4)Правовые нормы и религиозные установления нередко представляли единое целое.

5)За преступление предусматривалась двойная санкция (светская и религиозная)

6) Законы Ману основаны на материалах довольно древних, но их нынешняя редакция довольно поздняя.

Источники:

Ø заповеди Вед

Ø древние юридические обычаи арийцев

Ø Родовые предания

Структура:

ü Главную часть составляют заповеди Вед, и все остальное приведено по возможности в согласие с ними, чтобы одно откровение не противоречило другому.

ü Вторая группа постановлений образует в Законах Ману «обычаи добрых», то есть, предания обычного права, чище всего сохранившиеся в святой брахманской земле на берегах Джамны.

ü Третью группу составляют в Законах Ману изречения древних жрецов, святых и учения их.

Главы

· I глава описывает представления о происхождении Вселенной, сословий (варн), человеческого общества;

· II — правила жизни в период обучения;

· III - IV — правила жизни семьянина-домохозяина;

· V — некоторые религиозные нормы;

· VI — правила жизни отшельника;

· VII — наставления об обязанностях царя и управлении государством;

· VIII — наставления о судопроизводстве и юридической практике;

· IX - X посвящены семейным отношениям, наказаниям за различные преступления, обязанностям членов варн;

· XI — предписания о покаяниях и обетах во искупление совершённых грехов;

· XII — описание посмертных воздаяний за дурные дела в настоящей жизни.

Сходство с Законами Хаммурапи

По содержанию законы Ману имеют много общих черт с Законником Хаммурапи. Но вместе с тем налицо и существенные отличия. Наибольший интерес представляют те статьи, в которых говорится о положении различных групп населения. Все свободные жители древней Индии делились на четыре наследственные и социальные группы (варны): брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Представители первых трех сословий считались дважды рожденными. Совокупность религиозных и юридических предписаний для членов каждой варны назывались драхмой. К высшему сословию относились брахманы, якобы рожденные из уст бога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: