Информатизация как информационный процесс

Информатизация - объективная закономерность развития общества, необходимое его условие движения вперед, это всеобщий и неизбежный период развития цивилизации (3, 3-4).

Как уже упоминалось, центральным элементом информационной действительности является информационный ресурс как совокупность и содержательная часть удовлетворения потребностей. Это – ключевая информационная субстанция. Информационные интересы – это потребности, связанные с удовлетворением информационных желаний в ходе человеческой деятельности, их принято называть информационными потребностями.

Поиск и обнаружение нужной информации, ее обработка и надежная сохранность, а также умелое использование входит в основу человеческой деятельности.

Сегодня для того, чтобы хорошо ориентироваться в жизни, участвовать в производственной или управленческой деятельности, надо быть информированным, а для этого необходимо создать условия и совершить целый ряд действий, направленных на поиск, сбор, создание, хранение, накопление, обработку, передачу, защиту и использование информации.

Названные действия и условия связаны, прежде всего, с финансовыми возможностями и приобретением компьютерной техники и программных продуктов. Но и этого мало. Чтобы получать и передавать информацию на большие расстояния, необходимо подключиться к каналам связи и настроить их. Кроме того, необходимо и обучиться навыкам работы со сложной техникой. Формирование этих и других условий принято называть организованным процессом создания условий удовлетворения информационных потребностей.

Признак «организованный процесс» объединяет всю деятельность, связанную с планированием и проектированием информационной деятельности, приобретением компьютерной техники, технологий ителекоммуникационных систем, организацией формирования информационных ресурсов и информационных рынков, а также с подготовкой и переподготовкой профессиональных кадров для обслуживания информационной сферы. Например, разработка и принятие государственных программ в части информационного обеспечения продолжалась в течение нескольких лет, поскольку необходимо было не только разработать технические параметры, но и произвести финансовые расчеты всех программных работ. Иначе говоря, информатизация – это управляемый процесс, направленный на удовлетворение информационных потребностей.

Этот процесс может быть организован государством, тогда это будет государственной информатизацией, а если он организован и управляется на уровне корпорации, то соответственно - корпоративной информатизацией.

Удовлетворение информационных интересов (потребностей) – процесс сложный и достаточно длительный. Он включает в себя не только действия по планированию и созданию оптимальных организационно-технических и правовых предпосылок удовлетворения информационных интересов, но и условий непосредственного осуществления потребностей, т.е. потребления информационных ресурсов.

Кроме того, процесс проектирования и построения информационных систем должен иметь научные и социально-экономические основания. Научные основания включают в себя фундаментальные и прикладные научно-технические знания о создании и эксплуатации информационно-технологических систем. Социально-экономические основания связаны с существующими задачами по формированию информационного общества и потребностями всех его субъектов (личности, общества и государства) на ближайшую и среднесрочную перспективу.

Следовательно, организованный научный и социально-экономический процесс создания условий потребления информации и также организованный процесс непосредственного употребления информационных ресурсов составляет содержание специализированной деятельности субъектов информационной сферы человеческой деятельности, которую принято называть информатизацией.

Таким образом, информатизация это научно-технически и социально-экономически организованный процесс удовлетворения информационных потребностей на основе использования компьютерной техники, современных телекоммуникационных систем и информационных технологий.

Первый этап отечественной информатизации берет свое начало в 90-х гг., когда началась компьютеризация банковского сектора экономики, затем этот процесс охватил сферу государственного управления, образования, здравоохранения и др. На этом этапе только начинались создаваться информационные системы, в отдельных случаях принимались государственные программы на уровне субъектов Российской Федерации (Москва, С-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ, Свердловская область, Татарстан и др. Разрабатывались муниципальные решения в области информатизации крупных городов.

Второй этап информатизации почти совпал с началом нового века. В 2002 году была принята Федеральная целевая программа «Электронная Россия», рассчитанная до конца 2012 г. В сентябре 2004 г. была разработана Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, которая была одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. № 1244-р. Концепция определяет основные приоритеты, принципы и направления реализации единой государственной политики в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти в соответствии с задачами модернизации государственного управления. Основной целью использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти является повышение эффективности механизмов государственного управления на основе создания общей информационно-технологической инфраструктуры, включающей государственные информационные системы и ресурсы, а также средства, обеспечивающие их функционирование, взаимодействие между собой, населением и организациями в рамках предоставления государственных услуг.

В июле 2006 г. было принято решение о введении единых правил информатизации в субъектах Российской Федерации, в связи с чем Правительство РФ утвердило Концепцию региональной информатизации т.е. определило основные положения современной государственной политики в области организации процесса удовлетворения информационных потребностей органов исполнительной власти в регионах и информационным обеспечением социально-экономического развития территорий.

Третий этап информатизации берет свое начало с принятия Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, целью которой является значительное повышение качества жизни в России, основным источником которого является использование ИКТ в основных секторах экономики, здравоохранения, образования, науки и культуры.

В 2008 г. была принята Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г. Основной целью Концепции электронного правительства является переход на автоматизированную форму деятельности всех государственных органов и муниципальных органов управления, а также перевод всех публичных услуг в электронную форму. Эта цель преобразовывает всю российскую действительность путем перехода на ИКТ. Достаточно сказать, что административная реформа и борьба с коррупцией также приобретают новое качественное состояние в связи с переходом государственной деятельности на ИКТ.

В течение 2009-2010 гг. были внесены дополнения в Федеральную целевую программу «Электронная Россия», связанные с финансированием работ по формированию информационной инфраструктуры электронного правительства.

Дальнейшее развитие в настоящее время получили государственные автоматизированные системы управления и правосудия. В соответствие с планами перехода на электронные формы деятельности государственных систем управления социально-экономическим развитием страны к 2015-2018 гг. качество жизни действительно должно измениться.

Вопросы для контроля:

1.Понятие информационной сферы

2.Особенности понимания информационной среды

3.Стадии информационного процесса

4.Информатизация как организованный информационный процесс

5.Этапы отечественной информатизации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: