Цели и задачи государственной информационной политики

Цель государственной информационной политики является одним из важнейших элементов содержания данной политики. Понятие «цель» раскрывается в специальной литературе как «необходимый, желаемый или проектируемый результат предпринимаемого действия, поступка, деятельности или процесса» (39, 311).

Цель государственной информационной политики характе­ризует достижимую в реальных условиях социально-политического раз­вития общества степень проявления сущности рассматриваемой поли­тики. Цель названной политики может быть определена как духовные блага, как результат реализации идеологической программы субъекта, обладающего публичной вла­стью, как результат разрешения наиболее острых противоречий обществен­ной жизни в информационной сфере и результат общественной поддержки государственной политики в названной области.

Иначе говоря, цель государственной информационной политики определяется как духовные блага общественного развития и результаты про­граммы деятельности властвующего субъекта в информационной сфере, в т.ч. по разрешению наиболее острых проблем и противоречий формирования информационного общества.

Цель государственной информационной политики определятся субъ­ектом, обладающим публичной властью, исходя из того, что ее дости­жение, с одной стороны, будет способствовать реализации его идеологи­ческой программы, а с другой — может быть поддержано необходимым финансовым, кадровым, методическим и техническим потенциалом госу­дарства.

При определении цели государственной информационной политики учитывается общественная поддержка деятельности государства в выборе прогнозируемого результата.

Выделяются следующие наиболее важные свойства цели государ­ственной информационной политики.

Во-первых, цель имеет долгосрочный, стратегический характер и от­ражает представление субъекта, обладающего публичной властью, о воз­можностях государства по воздействию на информационную сферу для привлечения граждан, представителей гражданского общества, коммер ческих и политических организаций к совместной деятельности по разре­шению наиболее острых противоречий социально-экономического и по­литического развития общества.

Во-вторых, цель формулируется в терминах, не обладающих юри­дической или математической определенностью и существенно ограни­чивающих возможность использования методов естественных наук для оценки степени ее достижения и получения неопровержимых аргументов по данному вопросу для уверенной победы в политических дискуссиях.

В-третьих, формулировка цели имеет, как правило, лозунговую форму, содействующую, с одной стороны, согласованию деятельности государ­ственных органов и должностных лиц, участвующих в реализации данной политики, а с другой — получению общественной поддержки цели (в силу доступности понимания) со стороны широких народных масс и наиболее влиятельных социальных групп общества.

Цель государственной информационной политики определяется по­ложениями идеологической программы субъекта политики, получившего легитимным путем право на обладание публичной властью (то есть мандат доверия со стороны общества к субъекту политики и его политической программе), а также правовых норм, регулирующих отношения в области воздействия государства на информационную сферу общества.

Так, например, как показывает анализ политики США на современном исто­рическом этапе, несмотря на политические приоритеты, определяемые лидерами политических партий, приводящих к власти президентов, цель государственной информационной политики США остается неизменной. Эта цель заключается в сохранении информационного превосходства в развитии информационной инфраструктуры, во влиянии на международ­ное общественное мнение и в стимулировании распространения ценностей «американского образа жизни» в качестве образца для подражания в других странах.

Судя по политическим документам Президента Российской Федера­ции, целью государственной информационной политики Рос­сии является содействие устойчивости общественного развития, а также обеспечение общественной поддержки мероприятий го­сударственной политики(40).

Например, в Стратегии развития информационного общества в России, официальном документе государства главной целью определено «повышение качества жизни граждан» как духовное благо (41). Его же можно представить как интегрированный показатель (параметр) общественной зрелости и условие содействия устойчивости общественного развития в целом.

Учитывая, что в реализации государственной информационной политики принимают участие различные государственные органы и должностные ли­ца, цель данной политики может быть декомпозирована на частные цели, стоящие перед этими субъектами реализации государственной политики.

Так, в Концепции информационной политики судебной системы Рос­сии в качестве целей государственной информационной политики опре­делены содействие гармонизации отношений судебной власти и общества, пониманию гражданами сложности проводимой в государстве судебной реформы, пропаганда идей правосудия, а также объективное освещение деятельности судов в средствах массовой информации (42).

Федеральная антимонопольная служба России к целям своей ин­формационной политики отнесла повышение «открытости деятельности антимонопольных органов, предупреждение нарушений антимонопольно­го законодательства, законодательства о рекламе, о естественных мо­нополиях, о государственных закупках на основе установления правил раскрытия информации о деятельности Службы», а также определение порядка «размещения информации на ее официальном сайте» (43).

В концепции информационной политики Сахалинской области цель государственной информационной политики сформулирована как «консо­лидация и стабилизация гражданского общества, развитие информацион­ного общества; создание высокотехнологичной отрасли информационных услуг; формирование благоприятной информационной среды на террито­рии области в целях привлечения инвестиций и развития экономического потенциала» (44).

Приведенные примеры показывают, что цели государственной инфор­мационной политики отдельных органов государственной власти в целом корреспондируются с предложенной формулировкой цели государствен­ной информационной политики России.

Задача государственной информационной политики пред­ставляет собой желаемый результат деятельности государ­ственных органов и должностных лиц в информационной сфере на определенном, относительно стабильном интер­вале или в некоторый конкретный момент общественного развития, связанном с достижением цели государственной информационной политики.

Необходимость введения понятия «задача государственной инфор­мационной политики» предопределена тем, что процесс общественного развития и политическая борьба, в частности, носят динамичный харак­тер, обусловленный воздействием как объективных, так и субъективных факторов социальной обстановки и соотношения сил субъектов политики.

В связи с этим субъект, обладающий публичной властью, вынужден в рамках достижения цели государственной информационной политики периодически корректировать формулировки политических задач, и соот­ветственно - уточнять и видоизменять принципы, методы и направления политики, способы использования ресурсов государства.

Наличие задач государственной информационной политики позволя­ет разбить процесс достижения цели государственной информационной политики на интервалы и выделить ее наиболее важные этапы, для кото­рых могут быть сформулированы «желаемые» результаты деятельности субъектов государственной информационной политики.

В зависимости от ожидаемой длительности выполнения задачи государ­ственной информационной политики подразделяются на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.

Для выполнения долгосрочных и среднесрочных задач государ­ственной информационной политики требуется относительно дли­тельное время - от нескольких лет до десятилетий.

Выполнение краткосрочных задач государственной информа­ционной политики требует значительно меньшего времени — неделей или месяцев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: