Роль государства в формировании информационного общества

Государство и информационное общество.

Бурное развитие информационной индустрии, её воздействие на занятость, образование, культуру, социальные отношения и ценности приводят к необходимости сформулировать роль государства в становлении информационного общества. Государство может взять на себя роль катализатора происходящих перемен, координатора действий различных субъектов общества, сформировать такую правовую и нормативную базу, которая направит их в русло, благоприятное для развития общества и личности.

Эта задача более масштабная, чем формулировка государственной информационной политики и политики информатизации. Первая обычно трактуется как политика взаимоотношений государства и СМИ. Вторая – как комплекс мер, направленных на использование средств информатизации в государственных учреждениях и народном хозяйстве. Выстраивание взаимоотношений государства и СМИ достаточно болезненная проблема во всех странах, но она регулируется законом о СМИ и фундаментальным правом на свободу слова. Использование ИТТ в решение этой проблемы принципиально ничего нового не даёт. Политика информатизации понималась первоначально в нашей стране достаточно широко – как действия государства, направленные на информатизацию всего общества. В дальнейшем это понимание обузилось до государственного сектора, а в последствии и до федеральных органов власти. Однако проблема здесь вполне реальная и заключается в том, что использование ИТТ в органах государственной власти необходимое, но дорогое предприятие. Поэтому должна проводиться обязательная финансовая, правовая и технологическая экспертиза предлагаемых проектов информатизации, для чего необходима специализированный информационный аудит со специальными полномочиями, ориентированный на подобную экспертизу информатизации государственных органов и специализирующийся в области системной интеграции.

В последние годы XX-го столетия наметилась тенденция к расширительному толкованию государственной информационной политики в связи с появлением новых средств массовой коммуникации, значительных информационных ресурсов, отношение к которым также следует формализовать. Под государственной информационной политикой стали понимать регулирующую деятельность государственных органов, направленную на развитие информационной сферы общества, которая охватывает не только средства массовой информации, но и телекоммуникации, информационные системы и ресурсы, всю совокупность производств и отношений, связанных с созданием, хранением, обработкой, демонстрацией, передачей информации во всех её видах – деловой, развлекательной, научно-образовательной и т.п.

Однако в настоящее время необходимо интенсивно решать более широкую и фундаментальную задачу – определить роль государства в становлении информационного общества, а не только его функции по отношению к СМИ или ИТТ.

Анализ зарубежной практики регулирования информационной сферы общества позволяет выделить ряд направлений деятельности государственных органов, к числу которых относятся:

- поощрение конкуренции: борьба с монополизмом, контроль за концентрацией собственности в СМИ, принятие решений по дезинтеграции монополистов;

- юридическое и технологическое обеспечение права и технических возможностей на доступ к информации и информационным ресурсам для всего населения;

- реализация концепции универсального доступа, предполагающей гарантию государства на постоянно расширяющийся набор информационных и телекоммуникационных услуг своим гражданам (телефон, электронная почта, мультимедийное образование);

- соблюдение свободы слова независимо от технологической среды распространения информации;

- защита интересов национальных меньшинств, подрастающего поколения в информационной сфере, особенно в сфере нравственности;

- укрепление национальной культуры, языка, противостояние культурной экспансии других стран, реализация проектов по переводу в цифровую форму представления художественного и научного наследия;

- переориентация системы образования с учётом требований информационного общества, внедрение дистанционного обучения;

- широкое использование телемедицины для оказания услуг населению отдалённых районов;

- обеспечение информационной безопасности личности и общества, включая борьбу с компьютерными и высокотехнологичными преступлениями;

- охрана интеллектуальной собственности;

- контроль за эффективностью использования ИТТ в государственных учреждениях;

- целенаправленное использование ИТТ для формирования более открытого, демократического государства, расширения диалога с гражданами.

Поскольку реализация крупных информационных и телекоммуникационных проектов – весьма рискованный бизнес, то государство не имеет права вкладывать в эту сферу средства налогоплательщиков. Поэтому все риски ложатся на частный бизнес, а государство создаёт условия для его деятельности, например, передаёт на льготных основаниях созданные системы в эксплуатацию на определённый срок. Всё, что приносит прибыль должно быть передано гражданам. Именно этот процесс акционирования происходит сейчас с телекоммуникациями во всём мире.

К числу наиболее значимых тенденций в информационной индустрии последних лет можно отнести пересмотр установленных ранее правил функционирования информационной индустрии: дерегуляцию рынка телекоммуникаций и ослабление контроля за концентрацией собственности в различных СМИ. В результате происходит как вертикальная, так и горизонтальная интеграция рынков информации и средств её передачи. Современные телекоммуникационные технологии постепенно стирают различия между секторами информационной индустрии – телекоммуникациями, кабельными сетями, спутниковым и эфирным вещанием и т.п.

Постепенно понятие «средства массовой информации» уступает место новому понятию «средства массовой коммуникации», которое объединяет и телевизионное вещание в разных его формах – эфирное, кабельное, спутниковое – и передачу данных и информации по телекоммуникациям.

Стремление лидировать на рынке, устранить конкурентов – естественное стремление бизнесменов. Если государство не контролирует этот процесс, то происходит монополизация рынка. Сохранение конкуренции, борьба с монополизмом отдельных производителей является краеугольным камнем государственного регулирования. В области телекоммуникаций объединения различных компаний на национальном и межгосударственном уровнях происходят обязательно с разрешения соответствующих органов, которые определяют, не приведёт ли объединение компаний к монополии, которая не только устранит конкуренцию, но и с течением времени снизит качество и разнообразие услуг, приведёт к росту цен.

Информационное общество отличается от традиционного, в котором доминирует промышленность, тем, что информация, знания, информационные услуги и все отрасли, связанные с их представлением (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная), растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест, доминирует в экономическом развитии.

Мы переживаем исторический период очень быстрых технологических изменений, который порождает два главных вопроса. Первый связан с проблемой занятости: смогут ли люди адаптироваться к этим изменениям, порождают ли информационные и телекоммуникационные технологии новые рабочие места или разрушают уже сложившиеся? Второй вопрос относится к демократии и равенству: увеличат ли сложность и высокая стоимость современных технологий разрыв между индустриальными и менее развитыми странами, молодым и пожилым поколениями, теми, кто умеет с ними обращаться, и кто их не знает? Решение этих вопросов также зависит от скоординированной политики государства.

Новые ИТТ изменяют характер информационного взаимодействия общества и государства, расширяют права граждан. Интенсивное внедрение ИТТ в государственные органы даёт возможность приблизить их к гражданам, улучшить и расширить услуги населению, повысить внутреннюю эффективность и сократить затраты на государственный сектор, стимулировать создание новых информационных технологий, продуктов и услуг частным сектором. Внедрение в органы государственного управления ИТТ – сложный процесс, обусловленный рядом факторов:

- вертикальной структурой администрации, которую необходимо менять на горизонтальную;

- недостаточным пониманием со стороны служащих;

- нехваткой баз данных, сделанных в расчёте на публичный доступ;

- неясностью с правовым статусом доступа к общественной информации.

Как уже подчеркивалось, потенциальные возможности граждан непосредственно воздействовать на правительства ставит вопрос о трансформации существующих демократических структур. Возникают предпосылки расширения демократии с помощью ИТТ.

Цена за удобства, скорость передачи и получения информации, разнообразные информационные услуги – потеря анонимности. Все «шаги» личности по информационной магистрали можно проследить и зафиксировать в постоянно растущих базах данных. Коммерческий сектор и криминальные структуры проявляют большую заинтересованность в мониторинге этих сведений, поскольку это даёт возможность создать детальные портреты потребительского поведения, что представляет большую угрозу тайне личной жизни. Поэтому гражданам должен быть обеспечен доступ к технологиям и программному обеспечению для защиты своей личной жизни, посланий и коммуникаций. Средством достижения этих целей являются цифровая подпись и шифрование. Государству необходимо установить регулирующие нормы, которые определяют порядок использования средств шифрования.

Относительно доступа к общественной информации в мировой практике применяются следующие принципы:

- информация должна быть открыта для всех;

- основная информация должна быть бесплатной. Если требуется дополнительная обработка, должна устанавливаться разумная цена, учитывающая стоимость подготовки и передачи информации, плюс небольшую прибыль. При определении стоимости услуг по передаче информации принимается в расчёт характер её использования потребителем;

- непрерывность (информация должна обеспечиваться постоянно, её полнота и достоверность гарантируются.

Интернет быстро становится важным средством ведения политической деятельности. В ходе выборных компаний в Интернете размещаются страницы информации для целевого воздействия на избирателей. Около 10% избирателей обращаются к этому ресурсу для своего выбора. Значительную часть обратившихся составляет молодежь, неохотно реагирующая на другие средства доведения политической информации.

В мире создаются различные неприбыльные организации, цель которых – обеспечить участие общественности в государственной деятельности посредством форумов в Интернете.

Представляют интерес рекомендации в адрес государственных органов в канадском исследовании, посвящённом построению информационного общества:

1. Федеральное правительство должно признать острую необходимость заняться нормами регулирования и устранить барьеры на пути конкуренции.

2. Магистральные сети и новая инфраструктура должны создаваться частным сектором, а риск должен лечь на акционеров.

3. Магистраль должна «продвигаться» по стране в соответствии с требованиями рынка.

4. Развитие информационной магистрали должно быть «технологически нейтрально», т.е. государство не должно поддерживать какую-то одну из технологий.

5. Роль государства нужно рассматривать в контексте роли частного сектора, который вкладывает инвестиции и несёт финансовый риск. Его политика должна быть направлена на создание рабочих мест и национального богатства, стимуляцию конкуренции и исследований и разработок.

Поскольку роль государства в становлении информационного общества одинакова в различных странах, международными организациями ведутся исследования этой проблематики с целью выработки универсальных подходов.

Например, в Организации экономического сотрудничества и развития рассматривались два аспекта: изменение в государственном аппарате под воздействием ИТТ и роль государства в деятельности в киберпространстве, главным образом в электронном бизнесе.

В отношении «киберэкономики» государствам предложено разработать политику, облегчающую переход к ней, обеспечивающую защиту прав на интеллектуальную собственность, безопасность финансовых и коммерческих трансакций, использование криптографии и сбор налогов.

Подводя итог, можно утверждать, что государство играет ключевую роль в становлении информационного общества как:

- координатор усилий различных субъектов общества;

- механизм примирения противоречий бизнеса и социальных институтов;

- законодатель, способный обеспечить условия для конкуренции в информационной индустрии, юридически защитить права на неприкосновенность личной жизни и интеллектуальную собственность, определить правила функционирования систем электронной торговли, обеспечить развитие систем образования.

Роль государства заключается в установлении баланса между:

- конкуренцией и регулированием;

- свободой пользоваться шифрованием для защиты личной жизни и персональных коммуникаций и необходимостью защищать общественные интересы от преступников;

- свободой слова и выражений и защитой нравственности и интересов несовершеннолетних.

При этом необходимо чётко разграничивать интересы государства и государственного аппарата. Контроль над последним со стороны общественных организаций и выборных органов – непременное условие демократического развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: