Виды и направления государственной политики

Государственная политика классифицируется по таким основаниям: сферы общественной жизни — экономическая, социальная и пр.; уровни реализации политики — междуна­родная, общегосударственная, региональная, местная; функ­ции политики — внешняя, внутренняя; структура и объемы воздействия — отраслевая, структурная, территориальная. По объектам воздействия каждый вид политики подразделяется на отдельные направления, например, социальная политика включает молодежную политику, геронтологическую политику, семейную политику и т.п. По характеру субъект-объектных отношений и уровню конфликтности различают распреде­лительную, перераспределительную, регулирующую (протек­ционистская и конкурентная), административно-правовую, стратегическую, антикризисную политику.

Государственная экономическая политика — совокуп­ность взаимосвязанных мер, предпринимаемых органами государственной власти и управления в целях формирования определенного вектора развития экономики страны и решения социально-экономических проблем. Развитие национальной экономики есть цикличный процесс, для которого характерна последовательная смена следующих фаз: экономический рост (подъем), высокая экономическая конъюнктура (экономиче­ский бум), спад экономики (рецессия, экономический кризис, стагнация, стагфляция), низкая экономическая конъюнктура. Состояние национальной экономики определяет тип государ­ственной экономической политики.

Цели экономической политики многоплановы, ориентиро­ваны на достижение общенациональных целей. Сложились различные подходы к определению целей экономической политики. Сторонники одного из них считают, что для стран, экономика которых ориентирована на рыночные отношения, цели экономической политики связаны с регулированием процессов, не поддающихся влиянию рыночных механизмов хозяйствования. Цели государственной экономической поли­тики, с точки зрения прагматического подхода, заключаются в создании и поддержании стабильной экономической системы. Цели экономической политики различны на разных стадиях экономического цикла. Например, цели стабилизационной экономической политики — достигнуть и закрепить состоя-


ние равновесия экономической системы; на стадии ожидания подъема или подъема экономики страны цель экономической политики — рост национальной экономики. Приоритет соци­альных целей экономической политики характерен для стран с социально ориентированной экономикой. В этом случае действия государства направлены на создание условий, обес­печивающих экономическую свободу (свобода выбора форм экономической, хозяйственной деятельности, приобретения объектов собственности и др.) и экономическую справед­ливость (выравнивание стартовых возможностей получения доходов).

Общепризнанными целями государственной экономиче­ской политики считаются: обеспечение роста социально-эко­номической эффективности, т.е. рациональное и экономически выгодное использование ресурсного потенциала страны; обес­печение общеэкономического равновесия, которое предпола­гает баланс между четырьмя элементами — стабильностью цен, высоким уровнем занятости населения, соразмерным экономи­ческим ростом и внешнеэкономическими операциями. Спектр целей государственной экономической политики значительно шире, что обусловлено непосредственным состоянием нацио­нальной экономики страны и другими факторами. В процессе формирования системы целей экономической политики обя­зательно учитывается взаимосвязь составляющих эту систему элементов (цели не могут быть взаимоисключающими).

Виды государственной экономической политики. В зави­симости от срока реализации государственной программы экономических действий, т.е. по временному диапазону, раз­личают краткосрочную и долгосрочную политику. В условиях нестабильности экономических процессов разрабатывается краткосрочная экономическая политика, когда формируется вектор экономических действий на период до одного года. Предсказуемость и устойчивость в развитии экономических процессов, подкрепленные гарантированной ресурсной обе­спеченностью, позволяют разработать стратегию экономиче­ской политики на несколько лет.

Реализация государственной экономической политики связана с применением различных инструментов, поэтому различают фискальную (финансово-бюджетную), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику. Инстру­ментами соответственно выступают: налоги, трансферты и пр.; общая масса денег, норма резервирования и пр.; таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз капитала, товара, экспорт­но-импортные тарифы. Вопросы изменения отраслевой и


региональной структуры производства в стране решаются в рамках структурно-инвестиционной экономической политики. Инновационная экономическая политика рассматривает во­просы практического применения в экономике новейших до­стижений человеческой цивилизации. Конверсионная политика ориентирована на конверсию отраслей производства, потреб­ность в продукции которых существенно уменьшается.

Фискальная экономическая политика. Государственное управление финансовыми ресурсами государства (государ­ственной казной) сопряжено с формированием и реализацией фискальной политики. Фискальная политика осуществляется по следующей схеме: привлечение необходимых государству денежных средств — распределение этих средств — обеспечение применения средств по назначению. Этот вид экономической политики государства включает такие направления, как бюд­жетная политика, налоговая политика, политика доходов и рас­ходов. Инструментами фискальной политики являются налоги, государственные расходы, трансферты, посредством которых государство регулирует величину и вектор денежных потоков, влияет на совокупный спрос и предложение, противодействует чрезмерным колебаниям основных экономических параметров. Влияние государства на объем и структуру совокупного спроса велико, так как государство является самым крупным покупа­телем на рынке, как внешнем, так и внутреннем (экономиче­ски развитые страны тратят на закупки порядка I — '/2 ВВП). Косвенное влияние на спрос со стороны домашних хозяйств, частных предпринимателей государство оказывает посредством налогов, трансфертных платежей (пенсии, пособия).

Характер фискальной политики зависит от фазы экономи­ческого цикла, в которой находится национальная экономика. В условиях быстрого экономического роста эта политика сдер­живает параметры роста в допустимых пределах (ограниченная направленность фискальной политики), в условиях кризиса она носит расширительный характер (направлена на расши­рение производства). Относительно устойчивому состоянию экономики соответствует стабилизационная фискальная по­литика, когда государство в допустимых пределах удерживает инфляцию, обеспечивает высокий уровень занятости, стре­мясь приблизить объем ВВП к возможному в сложившихся условиях уровню. В зависимости от того, какой механизм поможем к ОСНОВУ стабилизации, различают автоматическую п регулируемую стабилизационную фискальную политику. В ПврВОМ СЛУЧЙО действуют автоматические стабилизаторы

но (нкоиодпгелмю чакреиленные нормы, позволяющие


|М вмешательства государства реагировать на отклонения от устойчивого состояния экономики. Например, выплата денеж­ною пособия по больничному листу, автоматическое снижение меличины взимаемого налога при уменьшении доходов и т.п. Нел и действие автоматических стабилизаторов не обеспечивает необходимого уровня стабилизации, тогда государство вводит НОВые правила (дискретные меры) — стабилизация становит­ся регулируемой. Примерами регулируемых стабилизаторов миляются изменение налоговых ставок, реализация программ социальной поддержки (государственные жилищные субси­дии) и т.д. Дискретные меры стабилизационной фискальной политики, т.е. регулируемые стабилизаторы, могут стать авто­матическими, поскольку отмена каких-либо льгот, пособий вызывает определенные трудности.

Фискальная политика слагается из следующих элементов: бюджетной политики (в свою очередь, представлена полити­кой государственных расходов и политикой государственных дохоДов), налоговой политики. В целом, фискальная политика представляет собой совокупность инструментов финансиро­вания, бюджетирования, налогообложения.

Монетарная экономическая политика — это непосредствен­ное или опосредованное регулирование со стороны государства денежной массы и денежного обращения в стране. В отличие от фискальной экономической политики цели монетарной по­литики более узкие и связаны только со стабилизацией денеж­ного обращения. Сообразно цели в качестве задач монетарной политики выделяют: стабилизацию уровня цен, поддержание определенного уровня инфляции, регулирование денежной массы, спроса и предложения денег посредством банковской системы, поддержание курса национальной валюты. Инстру­ментами в данном случае являются общая масса и доступность денег, кредита, учетная ставка ЦБ РФ, ставка рефинансирова­ния и пр.

Исходя из способа воздействия на денежную массу, разли­чают жесткий и мягкий типы монетарной политики. Действия государства, направленные на сокращение денежной массы, ограничение эмиссии, поддержание высоких процентных ставок на получение денег в кредит характеризуют жесткую монетарную политику. Прямо обратная ситуация, т.е. предо­ставление дешевых кредитов, увеличение денежной массы, характерна для мягкой монетарной политики.

Элементами, составляющими монетарную политику, явля­ются: 1) политика рефинансирования, или учетная политика — воздействие ЦБ РФ через процентную ставку на объем кре-


дитных ресурсов; 2) операции на открытом рынке — продажа или приобретение ЦБ РФ государственных ценных бумаг; 3) политика резервирования — воздействие ЦБ РФ на величину активной денежной массы («принуждая» коммерческие банки держать часть их активов в виде беспроцентного резерва в ЦБ РФ); 4) политика обеспечения ликвидности, т.е. изменение массы денег, предоставляемых ЦБ РФ в распоряжение ком­мерческих банков для проведения ими операций.

Государственная социальная политика. Российская Феде­рация в соответствии с Конституцией является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное раз­витие человека. Критериями для оценки степени социальности государства выступают: соблюдение права на свободу человека; гарантии в проведении государством последовательной соци­альной политики, ориентированной на реально возможные инвестиции «в человека»; обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан; адресная поддержка наиболее уязвимых групп населения; гарантия создания благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и соци­альной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти; соблюдение прав и гарантий, признающих и реализу­ющих систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия; гарантии социальной ответственности; соблюдение прав и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан, на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.

Государственная социальная политика — целенаправленная деятельность государства по управлению общественными процессами и отношениями в социально-культурной сфере. Она должна быть соотнесена с конкретно-историческими обстоятельствами, подкреплена финансовыми ресурсами и рассчитана на определенные этапные социальные результаты. Принципами государственной политики в социальной сфере являются: экономическая свобода человека и признание права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на та­рифную автономию на основе социального партнерства; дове­рие к регулирующей роли рынка; ответственность государства «за игру» рыночных сил, выработку законодательства, создание соответствующих условий для упорядочения течения эконо­мической и социальной жизни; социальная справедливость и социальная солидарность общества; тендерное равенство;


учистие граждан в государственном управлении, общественной и государственной жизни. Социальная политика реализуется государством в основных сферах социальных отношений: Оплата, охрана, рынок труда, занятость и безработица; регули-ропиние доходов населения; демография, семья, материнство и детство, молодежь; социальная защита; пенсионное обе­спечение; социальное обслуживание; социальное страхование; образование, профессиональная переподготовка, повышение Квалификации; наука; здравоохранение; обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами; культура; физическая Культура, спорт, туризм; экологическая безопасность; защита и»| сальных прав всех категорий граждан. Соответственно этим сферам выделяют направления социальной политики.

В основе типизации социальной политики лежат типы со­стояний общественной системы, соответственно выделяют:

1) социальную политику в социально устойчивых обществах;

2) социальную политику в обществах, находящихся в системных
кризисах; 3) социальную политику в обществах, находящихся в
состоянии деформации; 4) социальную политику переходного
периода. Мировой опыт государственного управления фикси­
рует две модели реализации социальной политики: 1) сакрально-
патерналистская,
характеризуется полной ответственностью
государства за все, что связано с социальной сферой, абсо­
лютное исключение форм участия граждан; 2) либеральная,
представленная тремя вариантами — социал-демократическим,
корпоративным, собственно либеральным.

Социальная политика характеризуется множественностью целей и функций. Инструменты государственной социальной политики — социальное законодательство; система государ­ственных социальных стандартов (социальные нормативы и нормы). Методами разработки и реализации социальной политики являются социальное целеполагание, социальное прогнозирование, социальное программирование. Социальное целеполагание — разработка и закрепление в практике государ­ственного управления целевых социальных ориентиров. По сути, это формирование показателей намеченного развития со­циальной сферы государства на определенный период. Результат социального целеполагания на долгосрочную перспективу — долгосрочная стратегия социального развития. В среднесроч­ной перспективе — это разработка целевых социальных нор­мативов дохода и потребления (уровень оплаты труда, размер прожиточного минимума, обеспеченность граждан жильем и т.д.); в краткосрочной перспективе — это разработка экономи­чески подкрепленного, гарантируемого государством уровня


социального продвижения. Социальное прогнозирование — деятельность государства по разработке прогнозов социаль­но-экономического развития страны. Прогнозируются де­мографическая ситуация (уровень рождаемости, смертности, численность и половозрастная структура населения и т.д.), состояние миграционных процессов, уровень безработицы, среднедушевого дохода и пр. Экономическое и социальное про­гнозирование тесно взаимосвязаны. Социальное прогнозиро­вание может быть отраслевым (здравоохранение, демография, культура), территориальным (федеральный и региональным уровень). Продуктом деятельности государства по социальному планированию являются минимальные государственные со­циальные стандарты, плановые показатели отраслевого раз­вития (с обязательным экономическим обоснованием). Основа государственного социального планирования — социальное программирование — выражается в разработке государственных целевых программ, например, «Культура России», «Старшее поколение», «Преодоление последствий радиационных ава­рий» и т.д.

Важнейшим механизмом реализации государственной со­циальной политики является социальная защита, понимаемая в российском правовом поле как совокупность гарантированных государством мер, направленных на минимизацию влияния факторов, снижающих качество жизни граждан. Это защита и от возможных нарушений прав, свобод личности, и от адми­нистративного произвола, и от преступных посягательств на жизнь, здоровье, собственность, честь и достоинство человека, других вредоносных факторов. Согласно определению Между­народной организации труда социальная защита как комплекс мер включает: 1) стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности; 2) предотвращение и компенсацию части доходов в случае возникновения основных социальных рисков посредством социального страхования; 3) предостав­ление социальной помощи уязвимым группам населения, не являющимся участниками системы социального страхования; 4) доступ граждан к основным правам и услугам, таким, как образование, медицинская помощь. Мировой опыт свидетель­ствует, что наиболее эффективные и комплексные системы социальной защиты включают в себя: обязательное социаль­ное страхование, социальную помощь, пенсионное обеспечение, Систему государственных пособий. Основным источником фштмпфошшин и общим регулятором системы социальной


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: