Российской Федерации

Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в системе федеральных органов исполнительной власти занимает особое место. Своеобразие такого положения объясняется тем, что в состав его компетенции входят полномочия по обеспечение государственной правовой политики, в целях реализации которой Минюст России, в частности:

обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и разрабатывает меры по совершенствованию своей деятельности;

участвует в организации работы по систематизации законодательства Российской Федерации и подготовке Свода законов Российской Федерации;

проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

проводит юридическую экспертизу проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, предлагаемых для включения в планы законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;

принимает участие в подготовке проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также проектов поправок к ним;

разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации по его поручению предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, а также проекты планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;

осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

ведет в установленном им порядке государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам и осуществляет государственный их учет (137).

Иначе говоря, Минюст России является ведущим экспертным и регистрационным государственным органом в системе исполнительной власти в области формирования и реализации нормативной правовой информации. Уникальность места в системе государственных органов и своеобразие полномочий Минюста России отражается при реализации государственной политики в области правовой информатизации.

Осуществление функций Минюста России обеспечивается созданием соответствующих информационно-телекоммуникационных систем, ведущая роль в создании и эксплуатации которых принадлежит Федеральному государственному учреждению «Научному центру правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации» (НЦПИ) и Департаменту правовой информатизации.

Основными целями деятельности НЦПИ при Минюсте России являются:

обеспечение выполнения единой научно-технической политики в области информатизации в интересах Минюста России и их территориальных органов;

ведение федерального регистра, государственных информационных ресурсов, других баз данных правовой информации в Министерстве юстиции Российской Федерации;

содействие обеспечению гарантированных законодательством прав организаций и граждан на доступ к информационным ресурсам;

обеспечение необходимого уровня подготовки специалистов в области компьютерных технологий для Министерства юстиции Российской Федерации.

Для реализации названных целей НЦПИ при Минюсте России осуществляет следующие задачи:

проведение работ по созданию информационных систем, формирование, ведение и администрирование баз данных в электронной форме и на бумажных носителях;

создание и ведение информационных ресурсов различных уровней (федеральных, ведомственных, корпоративных, ресурсов предприятий);

ведение фонда нормативных правовых актов на бумажных носителях;

подготовка специалистов по эксплуатации информационных систем (в том числе с использованием дистанционных методов обучения), организация образовательных объединений (ассоциаций, союзов);

информационно-телекоммуникационное обеспечению деятельности Минюста России;

участие в международном информационном обмене;

проведение экспертиз проектов в области информатизации.

Центральным организующим звеном Минюста России является Департамент правовой информатизации (139), который в соответствии выполняет следующие основные задачи:

организация информационно-технологического обеспечения создания и ведения федерального банка нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

систематизация законодательства Российской Федерации, участие в подготовке и издании Свода законов Российской Федерации;

организация работы по ведению правовой статистики самостоятельными структурными подразделениями центрального аппарата, территориальными органами и учреждениями Министерства;

организация обмена правовой информацией с иностранными государствами, органами и подразделениями Совета Европы и ООН, с государствами - участниками СНГ в качестве генерального заказчика межгосударственной системы правовой информатизации.

Для выполнения указанных задач Департамент осуществляет основные функции:

1) участвует в разработке и реализации программ правовой информатизации в Российской Федерации;

2) осуществляет взаимодействие с ФСО России и участвует в работе по вопросу создания различных информационных систем правового назначения;

3) организует разработку и внедрение автоматизированных технологий деятельности центрального аппарата, территориальных органов и учреждений Министерства;

4) организует функционирование информационного сайта Министерства в сети Интернет;

5) проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам правовой информатизации и информационной безопасности;

6) ведет учет законов и иных нормативных правовых актов и участвует в работе по ведению их классификатора;

7) осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами, координирует деятельность по созданию национальных банков данных законодательства государств - участников СНГ;

8) взаимодействует по вопросам обмена статистической информацией с правоохранительными органами, судами, органами государственной власти и предоставляет статистические данные по запросам федеральных органов государственной власти, а также других заинтересованных организаций и граждан через учреждения правовой информатизации Министерства в соответствии с установленным порядком;

9) составляет сводные статистические отчеты об исполнении судебных актов и актов других органов, представляет их в установленном порядке.

Одной из важных функций Минюста России является ведение федерального банка нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее именуется - федеральный регистр).

Федеральный регистр ведется в целях обеспечения контроля за соответствием нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам, конституционного права граждан на получение достоверной информации, создания условий для получения информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями (140).

В федеральный регистр включаются конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (государственных советов, правительств, кабинетов министров, администраций, мэрий, министерств и иных органов), затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер.

В случае если в результате юридической экспертизы указанных актов, проводимой Министерством юстиции Российской Федерации, установлено их несоответствие Конституции Российской Федерации или федеральному закону, экспертные заключения Министерства юстиции Российской Федерации включаются в федеральный регистр в качестве дополнительных сведений.

Федеральный регистр ведется с использованием автоматизированной подсистемы единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Министерства юстиции Российской Федерации.

Информационно - технологическое обеспечение ведения федерального регистра осуществляется НЦПИ при Министерстве юстиции Российской Федерации. Внесение сведений в федеральный регистр осуществляют территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации.

В федеральный регистр включаются:

номера государственной регистрации нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

реквизиты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (вид акта и наименование принявшего его органа, дата принятия (подписания) акта, его номер и заголовок);

источники официального опубликования нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

тексты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

дополнительные сведения, перечень которых определяется Министерством юстиции Российской Федерации.

Предоставление сведений, содержащихся в федеральном регистре, обеспечивают НЦПИ, главные управления Минюста России по субъектам Российской Федерации и управления Минюста России по субъектам Российской Федерации. Сведения, содержащиеся в федеральном регистре, предоставляются в документальном и электронном виде, а также через официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации в сети Интернет (140).

Вопросы для контроля:

1.Понятие правовой информатизации

2.Основные положение государственной политики правовой информатизации

3.Организационная основа реализации государственной политики правовой информатизации

4.Понятие и значение правового мониторинга

5.Основные задачи правового мониторинга

6.Основы создания автоматизированной информационной системы «Правовой мониторинг»

7.Роль и значение информационных систем Министерства юстиции Российской Федерации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: