Особенности использования СПС «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс»

У каждой из названных СПС имеются свои преимущества и недостатки, которые в настоящее время не имеют принципиального значения, хотя на первом этапе внедрения они были более существенными (например, по объему и видам правовой информации, по семантическим основаниям поиска и навигации информации, по уровню удобства ее использования и др.). В целом все они в чем-то дополняют друг друга.

В феврале – апреле 2004 г. независимый исследовательский центр РОМИР по заказу компании «Гарант-сервис» провел опрос компаний, использующих справочные правовые системы. Выяснилось, что 69,7 % компаний используют «КонсультантПлюс», 44,5 % – «Гарант», 3,5 % – «Кодекс», 3,3 % – другие СПС.

По результатам исследований, проведенных ВЦИОМ в октябре-ноябре 2006 по России, 76,3% рынка информсистем занимала СПС «КонсультантПлюс, 35% - система «Гарант», 2,9% - «Кодекс», а 1,4% - все остальные (сумма долей превышает 100%, так как ряд организаций используют параллельно несколько систем).

Компьютерные фирмы, производители названных СПС, работают в тесном контакте с законотворческими органами, вследствие чего повышается их влияние на эффективность законотворческих решений. Их информационными продуктами являются компьютерные технологии, информационные ресурсы и информационные услуги. Законы конкуренции и рынка обеспечивают неуклонное повышение качества информационных продуктов.

Разработчики постоянно совершенствуют свои системы, создавая пользователям дополнительные возможности работы с правовой информацией.

Например, в одну из последних версий СПС КонсультантПлюс включено новшество для юристов - информационный банк "Путеводитель по корпоративным спорам". В банке представлен анализ судебных решений по проблемам применения и толкования норм корпоративного законодательства за последние три года. В новом Путеводителе рассматриваются такие темы, как создание, реорганизация, ликвидация хозяйственных обществ; различные аспекты текущей деятельности организаций; сделки с акциями (долями); административная ответственность эмитентов; антимонопольное регулирование.

Материалы Путеводителя включают:

перечень правовых проблем, возникающих на различных этапах деятельности организации;

нормы корпоративного законодательства, применяемые при разрешении каждой проблемы;

выводы из судебной практики и позиции судов;

фрагменты судебных решений - по ссылкам можно перейти к полным текстам этих решений.

Существенным отличием СПС является постоянное обновление и передача правовой информации пользователям. Причем оперативность поступления новых документов рассматривается разработчиками СПС и пользователями как одно из основных потребительских качеств справочных систем по законодательству.

Обновление информации в системах разных разработчиков технологически построено по-разному. В некоторых правовых базах данных при обновлении информации должна быть произведена полная замена информационного банка, т. е., «старая» база полностью удаляется, и на ее место записывается новая.

В системах другого типа обновление информации основано на ином принципе пополнения. В систему на компьютер пользователя добавляются лишь файлы пополнения с новыми документами, редакциями, изменениями и дополнениями. Это дает пользователю реальную возможность ежедневно принимать новую информацию по модему. Хотя, как показывает практика, многие пользователи, если их устраивает не столь частое обновление, пользуются услугами курьерской доставки (на диске).

При этом следует отметить, что большинство российских пользователей получают обновление в отложенном режиме (off-line), когда база данных физически целиком находится на компьютере абонента.

В настоящее время работа по обновлению в «оффлайновом» режиме предпочтительна (по сравнению с работой в режиме реального времени - on-line) по целому ряду причин. Во-первых, несмотря на внушительные объемы, большинство существующих систем легко работают на любом современном компьютере. Дело в том, что обычно разработчики снабжают свои правовые базы программными средствами, обеспечивающими достаточную степень сжатия информации и оперативное использование ресурсов памяти. Во-вторых, технологические возможности отечественных СПС и в режиме off-line позволяют поддерживать достаточный для пользователей уровень оперативности получения новой информации. В-третьих, далеко не все линии связи и не во всех регионах России способны поддерживать длительную связь с компьютерной системой фирмы-поставщика, необходимую для работы в режиме диалогового доступа. И, наконец, в режиме on-line могут потребоваться дополнительные нежелательные затраты, а именно: регулярное и длительное выделение отдельной телефонной линии (работа по модему), оплаты телекоммуникационных услуг и т. д. (149, 17-20).

Однако разработчики некоторых СПС уделяют внимание работе своих систем и в «онлайновом» режиме. Ведь «мировая паутина» уже охватила Россию, и on-line считается модным, технологичным и современным направлением. На сегодняшний день созданы Интернет-версии СПС «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс». Практически все наиболее известные СПС представлены в глобальных сетях своими демонстрационными версиями, которые содержат примеры текстов документов и показывают возможности работы с системой. Их можно найти с помощью обычных поисковых систем.

Все разработчики убеждены, что предоставляют пользователю удобный инструмент для получения и хранения нормативной информации, а также работы с ней.

Справочные правовые системы – это не просто набор текстов нормативных документов. Каждая СПС имеет информационно-поисковый аппарат, позволяющий очень быстро (от 1 до 10 секунд, в зависимости от быстродействия системы и компьютера), находить нужный материал в массиве из десятков тысяч документов.

Во всех справочных системах поиск происходит по стандартному набору исходных реквизитов документа. Обычно это законодательная тематика, принявший орган, дата (или временной период «с... по...») принятия, официальный номер документа. Также во многих системах возможен поиск по названию, по полному тексту (по любому слову из текста), по набору слов, по ключевым словам, т. е. алгоритм поиска такой же, как в обычной «бумажной» картотеке.

Чтобы найти требуемый документ, пользователь сначала должен открыть «карточку реквизитов» («карточку запроса»). Приведенные реквизиты являются полями этой карточки. Заполнив одно или несколько полей, можно получить все искомые нормативные акты, отвечающие заданным реквизитам.

Ежегодно проводится конкурс баз данных правовой информации, который с очевидностью позволяет сравнить достоинства и недостатки представленных программ, определить направления дальнейшего развития информатизации в правовой сфере.

Несмотря на заметные различия в организации пользовательского интерфейса, в возможностях и скорости поиска, в объеме и качестве накопленной информации, все системы имеют сходную функциональную структуру. Типичная система правовой информации включает:

средства поиска документов по контексту и рубрикатору;

средства поиска документа по реквизитам;

средства поиска документа по типичным ситуациям;

средства поиска с применением интеллектуальных технологий обработки правовой информации, например, «Базовый поиск» (СПС «Гарант»), «Быстрый поиск» (СПС «КонсультантПлюс»), «Интеллектуальный поиск» (СПС «Кодекс»), позволяющие моментально открывать списки нужных документов, путем формирования простого поискового запроса);

механизм навигации в базе данных по гипертекстовым ссылкам;

модули работы со списками и текстами документов;

подсистему обновления базы данных.

Далее рассматриваются некоторые наиболее интересные и популярные справочно-правовые системы, их достоинства и недостатки. Отдельные характеристики справочно-правовых систем представлены в сравнительной табл. 2.

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: