Прежде чем начать...
Многие выступающие обнаруживают свое волнение тем, что, получив слово, сразу же начинают говорить, хотя аудитория еще не настроилась на восприятие его. речи. Поэтому вначале необходима некоторая пауза-, до- щ статочная по крайней мере для установления полной тишины. Для большей выразительности паузы можно пристально смотреть на людей, которые еще не успокоились.
Не следует делать замечания или просить тишины, ибо нравоучения не нравятся слушателям.
Иногда полезно и пошутить, например: «Пожалуйста, проходите вперед. Здесь есть свободные места, где вы можете вздремнуть так же хорошо, как и сзади».
Вступление
Основная задача. «Почти во всех делах самое трудное — начало». Эти слова принадлежат Ж.Ж. Руссо.
От того, как оратор начнет свою речь, насколько ему удастся заинтересовать аудиторию, во многом зависит его успех.
Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед оратором стоит важная психологическая задача — настроить слушателей на восприятие того, что они услышат.
|
|
Однако не «засиживайтесь» на вступлении, оно должно быть кратким.
Одних слушателей интересует сама тема выступления, они надеются получить ответы на интересующие их вопросы. Других просто обязали быть на этом мероприятии, так что они пришли не слушать и предпочитают заниматься посторонними делами (читать, болтать, разгадывать кроссворды и т.п.).
Оратору необходимо завоевать внимание всей аудитории. Это, бесспорно, трудное дело. Поэтому особое внимание следует уделить началу речи, первым фразам.
Первые слова. Опытные ораторы рекомендуют начинать с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания, хлесткой цитаты.
Пробуждает интерес к выступлению и рассказ окаких-либо событиях, имеющих отношение к данной аудитории, к теме выступления.
Эффективное средство завоевания внимания слушателей — вопросы к аудитории. Они позволяют оратору втянуть слушателей в активный умственный процесс.