Ответы и пояснения

6. Если заявлено очень мало времени (до 10 минут), выступление сразу же воспринимается слушателями как «проходное», рядовое. Кроме того, за это время аргу­ментировать серьезные предложения, убедить слуша­телей очень трудно. Заявленное время «до 20 минут» у кого-то может вызвать недовольство, но обычно пред­седательствующий становится на сторону докладчика, обратив внимание на важность и сложность вопроса. В результате внимание аудитории к выступлению при­влечено.

Рассчитывать на большее время нежелательно. Иссле­дования показали, что люди внимательно могут слу­шать одного выступающего в среднем 15—20 минут. Удерживать их внимание сверх этого времени способ­ны лишь выдающиеся ораторы. Предел их возможнос­тей — 1 час. После этого слушатель теряет интерес, каким бы эффектным ни было выступление.

7. Обычно большинство ораторов «выкручиваются». Однако на занятиях, при групповом обсуждении во­проса, большинство приходят к правильному выводу: надо сознаться, что не знаешь ответа.

Не стоит недооценивать способность слушателя от­личить ответ от видимости ответа.

Вспоминается передача «Телевизионное знакомство», на которую был приглашен М.С. Горбачев. Выдающаяся спо­собность Михаила Сергеевича уходить от ответов была вконце передачи «оценена» ведущим Урманисом Оттом. Выражая разочарование (свое и зрителей), он-сказал: «Ми­хаил Сергеевич, я, видно, совсем потерял форму. Ведь за полтора часа мне не удалось получить ответ ни но один мой вопрос!».

Автор книги интересовался мнением об этой передаче у многих, кто ее видел. И практически все, независимо от образования и своих политических пристрастий, выска­зали свое разочарование (а многие — раздражение) тем, что не услышали ответов по существу поставленных во­просов.

Видимость ответа воспринимается слушателями или как попытка обмана, или как недооценка их интел­лекта. Так что попытка «выкрутиться» — плохой путь. Наоборот, человек, честно сознавшийся в том, что он не знает ответа, вызывает уважение. Такое признание является скрытым комплиментом слушателям: «Я не умнее вас».

8. Волнение выступающего есть проявление уваже­ния к аудитории. Не случайно артисты, выступление для которых — привычное дело, на вопрос, волнуются ли они перед выходом на сцену, всегда отвечают «да». Не сказать этого — значит проявить пренебрежение к зрителям. Как сказала однажды в свойственной ей от­кровенной манере одна очень популярная певица: «Если боишься публики, так чего тогда лезешь на сцену?». Волнение говорящего вызывает сочувствие слушателя.

Вот наблюдение из моей преподавательской прак­тики.

Экзамен на первом курсе. К столу преподавателя под­ходит очередная экзаменующаяся. «Ваша фамилия?»спрашивает преподаватель, чтобы найти ее зачетку. В ответмолчание. Взглянув на девушку, преподаватель видит ужас в ее глазах: она не может вспомнить даже свою фамилию!

«Ну что ж, будем искать вместе»,— улыбаясь говорит преподаватель. Читает фамилии с зачеток, с улыбкой сличает фотографии с «оригиналом»: «Эта?». Девушка кивает головой. «Ну что же вы так разволновались? Все будет хорошо, все у вас получится. Вы написали что-нибудь? Давайте я посмотрю».

Так, подбадривая студентку, преподаватель помогает ей осилить экзамен. Язык у него не поворачивается за­дать сложный вопрос.

Нечто аналогичное происходит и при выступлении перед аудиторией.

Однако если чрезмерное волнение мешает выступа­ющему говорить, надо что-то предпринять. Прежде все­го следует убедить себя, что ничего страшного не слу­чится, если выступление не получится. Осознание этого раскрепощает. Затем выпить холодной воды. Сделать не­сколько глубоких вдохов и энергичных движений.

Пить таблетки не рекомендуется: подавляя эмоции, они делают речь бесстрастной, бесцтветной, а реак­цию заторможенной.

Иногда ораторов смущает мысль о возможном про­вале. Неудачи бывают и у опытных ораторов. Смири­тесь, реагируйте на все спокойно и рассудительно.

Причиной тревожности может быть недостаточ­ная подготовленность к выступлению. Известный су­дебный деятель XIX века А.Ф. Кони писал по этому поводу: «Чтобы меньше волноваться перед выступ­лением, надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке к лекции. Чем лучше владеешь предметом, тем меньше вол­нуешься. Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду, или, вернее, ре­зультату подготовки. Не видимый ни для кого пред­варительный труд — основа уверенности лектора. Эта уверенность тотчас же повысится во время самой речи, как только лектор почувствует (а почувствует он непременно и вскоре же), что говорит свободно, толково, производит впечатление и знает все, что осталось сказать».

Прав Д. Карнеги, утверждавший, что «многие со­вершают роковую ошибку, не удосуживаясь подгото­вить свою речь».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: