Предисловие

Оперативно-розыскная деятельность в силу специфики ее средств и методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряженностью оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Это объясняется тем, что все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки. Вместе с тем оперативно-розыскная деятельность исторически была и остается эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Упорядочение общественных отношений в сфере оперативно-розыскной деятельности федеральным законом, динамика изменений в системе и структуре органов, осуществляющих ОРД, поправки, вносимые в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" и другие законодательные акты, формирование международного оперативно-розыскного права, судебная оценка действий и решений должностных лиц и органов, осуществляющих ОРД предполагают осмысление этой деятельности и толкование норм Закона об ОРД во взаимосвязи с положениями Конституции Российской Федерации, норм международного права, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, иных законов, регулирующих правоотношения в сфере борьбы с преступностью.

Закон об ОРД неоднократно комментировался различными авторскими коллективами, излагавшими свой взгляд и видение относительно содержания ОРД и положений закона, ее регулирующего. Принципиальная оценка положений Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" была дана Конституционным Судом Российской Федерации, который не только подтвердил конституционность положений Закона об ОРД, дал его конституционно-правовое толкование, обозначил правильное его применение в правоприменительной практике. Не остались без внимания положения Закона об ОРД и в решениях Верховного Суда Российской Федерации. Однако даже решения Конституционного и Верховного судов не сняли дискуссионности многих вопросов толкования и применения Закона.

Вместе с тем и научные изыскания, и изменения в законодательстве и практике его применения, и судебная практика не внесли полной ясности в понимание положений Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и ОРД в целом. Все это подтверждает острую потребность в дальнейшем толковании и разъяснении норм Закона об ОРД.

Подготовка комментария обусловлена также тем, что в последние годы в Закон об ОРД внесены поправки, изменившие суть его отдельных положений. К тому же множество норм Закона являются бланкетными, а соответственно изменения законодательных и подзаконных актов, прямо или косвенно касающихся ОРД, предполагают анализ и их положений. Тем более что правовое поле ОРД является весьма разноплановым и касается норм конституционного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, административного права, права социального обеспечения и других. В этой связи не случайно авторами комментария в его содержании использован столь широкий перечень нормативных актов, которые позволяют комплексно и системно взглянуть на положения Закона об ОРД, дать их юридическую оценку.

Именно поэтому авторами предлагается толкование норм Закона, основанное на положениях других нормативных правовых актов и подкрепленное иллюстрацией отдельных практических примеров. Приводятся ссылки на конкретные нормативные источники, что позволяет читателю при непосредственном обращении к ним определить самостоятельно свою позицию либо согласиться с авторами комментария. Книга содержит также положения методического характера, что поможет непосредственному применению Закона.

Предлагаемый комментарий Закона об ОРД хотя и отражает авторское субъективное суждение относительно его положений, тем не менее позволяет системно взглянуть на содержание оперативно-розыскной деятельности и законодательство, ее регулирующее, в их взаимосвязи с нормами Конституции и других отраслей законодательства, ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами.

В издании учтены все изменения, внесенные в Закон об ОРД, положения новой Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденной Приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России, от 17 апреля 2007 г. N 368/185/164/481/32/184/97/147, приказа Генпрокуратуры РФ от 21 декабря 2007 г. N 207 "Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и иные нормативные правовые акты, ссылки на которые приводятся по тексту, а также новейшая литература по оперативно-розыскной деятельности.

Авторы выражают надежду, что комментарий будет полезен как профессионалам, непосредственно применяющим Закон в своей деятельности, так и лицам, проявляющим интерес к оперативно-розыскной деятельности, и изучающим оперативно-розыскное право.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: