СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ.. 3
ПРЕДИСЛОВИЕ.. 5
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ТЕАТР ЭПОХИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАСЦВЕТА ФЕОДАЛИЗМА.. 7
ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ.. 7
НАРОДНЫЕ ИСТОКИ СРЕДНЕВЕКОВОГО ТЕАТРА.. 12
ГИСТРИОНЫ... 15
ЛИТУРГИЧЕСКАЯ И ПОЛУЛИТУРГИЧЕСКАЯ ДРАМА.. 20
ЗАРОЖДЕНИЕ СВЕТСКОГО РЕАЛИСТИЧЕСКОГО ТЕАТРА.. 25
МИРАКЛЬ.. 30
МИСТЕРИЯ.. 37
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МИСТЕРИИ.. 49
МОРАЛИТЕ.. 59
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МОРАЛИТЕ.. 67
ФАРС.. 70
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ФАРСОВ.. 81
ЧАСТЬ ВТОРАЯ ТЕАТР ЭПОХИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БУРЖУАЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ.. 85
ВВЕДЕНИЕ.. 85
ИТАЛЬЯНСКИЙ ТЕАТР. 96
ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ.. 96
У ИСТОКОВ РАЗВИТИЯ ТЕАТРА.. 98
УЧЕНАЯ КОМЕДИЯ.. 103
ТРАГЕДИЯ.. 121
ИТАЛЬЯНСКИЙ ТЕАТР ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVI ВЕКА.. 124
ПАСТОРАЛЬ.. 124
ЗДАНИЕ ТЕАТРА И СЦЕНА.. 129
ПОЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА.. 134
КОМЕДИЯ ДЕЛЬ APTE.. 141
ИСПАНСКИЙ ТЕАТР. 168
ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ.. 168
ДРАМАТУРГИЯ ПЕРВОГО ПЕРИОДА.. 172
ДРАМАТУРГИЯ ВТОРОГО ПЕРИОДА.. 181
ДРАМАТУРГИЯ СЕРВАНТЕСА.. 186
ЛОПЕ ДЕ ВЕГА.. 195
СОВРЕМЕННИКИ ЛОПЕ ДЕ ВЕГА.. 217
ДРАМАТУРГИЯ ТРЕТЬЕГО ПЕРИОДА.. 228
|
|
КАЛЬДЕРОН.. 230
ТЕАТР И АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО.. 241
АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР. 255
ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ.. 255
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ДРАМЫ... 257
ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ШЕКСПИРА.. 266
ШЕКСПИР. 277
БИОГРАФИЯ И ХРОНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА.. 277
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА ШЕКСПИРА.. 283
ПЕРИОДЫ ТВОРЧЕСТВА ШЕКСПИРА.. 288
ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА ШЕКСПИРА (1590-1600) 289
Пьесы-хроники из истории Англии. 289
Комедии. 294
«Ромео и Джульетта», «Венецианский купец», «Юлий Цезарь». 297
ВТОРОЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА ШЕКСПИРА (1601—1608) 300
«Гамлет». 302
«Отелло», «Король Лир», «Макбет». 304
Трагедии на сюжеты из античной истории. 308
«Троил и Крессида», «Конец — делу венец», «Мера за меру». 311
ТРЕТИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА ШЕКСПИРА (1609-1613) 313
АНГЛИЙСКАЯ ДРАМА ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ ШЕКСПИРА, ДО ЗАКРЫТИЯ ТЕАТРОВ.. 315
УСТРОЙСТВО ТЕАТРОВ, СЦЕНА И АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО.. 326
АНГЛИЙСКАЯ ДРАМА И ТЕАТР ПЕРИОДА РЕСТАВРАЦИИ.. 343
ФРАНЦУЗСКИИ ТЕАТР. 352
ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ.. 352
ФРАНЦУЗСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ XVI ВЕКА.. 357
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА.. 363
БУРГУНДСКИЙ ОТЕЛЬ В НАЧАЛЕ XVII ВЕКА.. 366
ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССИЦИЗМА В ТЕАТРЕ.. 379
КОРНЕЛЬ.. 387
РАСИН.. 397
БУАЛО И ЭСТЕТИКА КЛАССИЦИЗМА.. 406
ТРАГИЧЕСКАЯ СЦЕНА И АКТЕРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА.. 408
КОМЕДИЯ ДО МОЛЬЕРА.. 413
МОЛЬЕР. 414
СЦЕНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЛЬЕРА.. 427
ФРАНЦУЗСКИЙ ТЕАТР ПОСЛЕ СМЕРТИ МОЛЬЕРА.. 431
НЕМЕЦКИЙ ТЕАТР. 434
ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ.. 434
НЕМЕЦКИЙ ТЕАТР XVI ВЕКА.. 436
НЕМЕЦКИЙ ТЕАТР XVII ВЕКА.. 444
ЗАРОЖДЕНИЕ СЛАВЯНСКОГО ТЕАТРА НА БАЛКАНАХ.. 452
ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ.. 452
РАЗВИТИЕ ДРАМАТУРГИИ ДУБРОВНИКА.. 454
|
|
ТВОРЧЕСТВО ДРЖИЧА.. 461
ТВОРЧЕСТВО ГУНДУЛИЧА.. 465
УПАДОК ДРАМАТУРГИИ ДУБРОВНИКА.. 467
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 470
ОСНОВНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ.. 470
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН.. 482
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ.. 490
ПРЕДИСЛОВИЕ
Данная книга, представляющая собой учебное пособие по истории западноевропейского театра от начала средних веков до конца XVII века, является частью большого коллективного труда, предпринятого кафедрой истории зарубежного театра Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского (ГИТИС). Книга предназначена в первую очередь для студентов театроведческих факультетов и аспирантов театроведческих кафедр, детально изучающих историю зарубежного театра.
В отличие от прежних учебных пособий по истории западноевропейского театра С. С. Мокульского (1936—1939), А. К. Дживелегова и Г. Н. Бояджиева (1941), С. С. Игнатова (1940), А. А. Гвоздева (1939) данная работа создана усилиями целого коллектива театроведов, привлеченного к участию в настоящем издании кафедрой зарубежного театра ГИТИС.
Каждая глава книги или раздел ее, написанные определенным автором, подвергались обсуждению на кафедре, в котором принимал участие весь авторский коллектив. Коллективный метод создания книги, разумеется, ни в коей мере не снижал ответственности каждого члена авторского коллектива за порученную ему работу.
Весь труд по истории западноевропейского театра задуман в четырех томах. Первый том охватывает историю западноевропейского театра от начала средних веков до конца XVII века. Второй том посвящен театру XVIII века (эпоха Просвещения) и доводит изложение материала до первой французской буржуазной революции. Третий том охватывает историю театра, начиная с революции 1789 года до Парижской Коммуны 1871 года. Четвертый том излагает историю зарубежного театра от Парижской Коммуны до наших дней.
Существенным отличием данной книги по истории зарубежного театра от всех предшествовавших ей обзоров является значительное расширение круга изучаемых национальных театральных культур. В данном труде история западноевропейского театра уже не ограничивается изучением театра четырех-пяти романских и германских стран, но включает—впервые в нашем театроведении — историю театра зарубежных славянских стран, а также Венгрии, Румынии, Австрии, Бельгии и некоторых других.
Самое понимание предмета научного исследования истории театра подверглось решительному пересмотру. В данной работе мы рассматриваем предмет научной истории театра как изучение истории зарождения, возникновения и развития реалистической драматургии и реалистического сценического искусства в их разнообразных проявлениях в разные исторические эпохи и в их борьбе с различными антиреалистическими течениями.
Такое определение предмета научной истории театра дает нам надежный критерий отбора наиболее значительных явлений и фактов, подлежащих преимущественному изучению в истории театра.
В выпускаемой нами истории западноевропейского театра гораздо больше места, чем в прежних учебных пособиях по истории театра, занимает изучение драматургии Западной Европы как ведущей силы театра в идейном и художественном отношении.
Иллюстрации к книге подобраны исключительно из материала, современного изучаемым памятникам драматургии и сценического искусства. Всякие стилизованные изображения театра и его деятелей, сделанные художниками позднейших эпох, решительно отвергались нами. Книжные иллюстрации к пьесам воспроизводятся только в том случае, если они помогают составить более или менее правильное представление о театре данного времени.
Настоящее издание начиналось под руководством профессора А. К. Дживелегова, заведовавшего в то время кафедрой зарубежного театра ГИТИС. К сожалению, преждевременная кончина А. К. Дживелегова помешала ему довести эту работу до конца.
|
|
Публикуемое учебное пособие по истории театра связано с «Хрестоматией по истории западноевропейского театра» С. С. Мокульского, которая построена по тому же плану, что и учебное пособие, и состоит из такого же количества томов.
С целью избежать ненужных повторений, приводимые в Хрестоматии документы цитируются в учебном пособии сокращенно, а иногда даже дается только ссылка на Хрестоматию.
К книге приложена библиография основных текстов и пособий. В библиографии перечисляются главные работы не только на русском, но и на иностранных языках. Библиография носит учебный характер и потому заключает в себе только самые основные книги. При указании текстов мы ориентировались в первую очередь на те произведения, которые входят в литературу, приложенную к только что выпущенной издательством «Искусство» программе по истории зарубежного театра.
Заведующий кафедрой истории зарубежного театра
Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского профессор С. С. МОКУЛЬСКИЙ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ТЕАТР ЭПОХИ СТАНОВЛЕНИЯ
И РАСЦВЕТА ФЕОДАЛИЗМА