Предисловие

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ.. 3

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 5

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ТЕАТР ЭПОХИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАСЦВЕТА ФЕОДАЛИЗМА.. 7

ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ.. 7

НАРОДНЫЕ ИСТОКИ СРЕДНЕВЕКОВОГО ТЕАТРА.. 12

ГИСТРИОНЫ... 15

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ И ПОЛУЛИТУРГИЧЕСКАЯ ДРАМА.. 20

ЗАРОЖДЕНИЕ СВЕТСКОГО РЕАЛИСТИЧЕСКОГО ТЕАТРА.. 25

МИРАКЛЬ.. 30

МИСТЕРИЯ.. 37

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МИСТЕРИИ.. 49

МОРАЛИТЕ.. 59

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МОРАЛИТЕ.. 67

ФАРС.. 70

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ФАРСОВ.. 81

ЧАСТЬ ВТОРАЯ ТЕАТР ЭПОХИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БУРЖУАЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ.. 85

ВВЕДЕНИЕ.. 85

ИТАЛЬЯНСКИЙ ТЕАТР. 96

ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ.. 96

У ИСТОКОВ РАЗВИТИЯ ТЕАТРА.. 98

УЧЕНАЯ КОМЕДИЯ.. 103

ТРАГЕДИЯ.. 121

ИТАЛЬЯНСКИЙ ТЕАТР ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVI ВЕКА.. 124

ПАСТОРАЛЬ.. 124

ЗДАНИЕ ТЕАТРА И СЦЕНА.. 129

ПОЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА.. 134

КОМЕДИЯ ДЕЛЬ APTE.. 141

ИСПАНСКИЙ ТЕАТР. 168

ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ.. 168

ДРАМАТУРГИЯ ПЕРВОГО ПЕРИОДА.. 172

ДРАМАТУРГИЯ ВТОРОГО ПЕРИОДА.. 181

ДРАМАТУРГИЯ СЕРВАНТЕСА.. 186

ЛОПЕ ДЕ ВЕГА.. 195

СОВРЕМЕННИКИ ЛОПЕ ДЕ ВЕГА.. 217

ДРАМАТУРГИЯ ТРЕТЬЕГО ПЕРИОДА.. 228

КАЛЬДЕРОН.. 230

ТЕАТР И АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО.. 241

АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР. 255

ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ.. 255

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ДРАМЫ... 257

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ШЕКСПИРА.. 266

ШЕКСПИР. 277

БИОГРАФИЯ И ХРОНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА.. 277

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА ШЕКСПИРА.. 283

ПЕРИОДЫ ТВОРЧЕСТВА ШЕКСПИРА.. 288

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА ШЕКСПИРА (1590-1600) 289

Пьесы-хроники из истории Англии. 289

Комедии. 294

«Ромео и Джульетта», «Венецианский купец», «Юлий Цезарь». 297

ВТОРОЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА ШЕКСПИРА (1601—1608) 300

«Гамлет». 302

«Отелло», «Король Лир», «Макбет». 304

Трагедии на сюжеты из античной истории. 308

«Троил и Крессида», «Конец — делу венец», «Мера за меру». 311

ТРЕТИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА ШЕКСПИРА (1609-1613) 313

АНГЛИЙСКАЯ ДРАМА ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ ШЕКСПИРА, ДО ЗАКРЫТИЯ ТЕАТРОВ.. 315

УСТРОЙСТВО ТЕАТРОВ, СЦЕНА И АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО.. 326

АНГЛИЙСКАЯ ДРАМА И ТЕАТР ПЕРИОДА РЕСТАВРАЦИИ.. 343

ФРАНЦУЗСКИИ ТЕАТР. 352

ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ.. 352

ФРАНЦУЗСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ XVI ВЕКА.. 357

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА.. 363

БУРГУНДСКИЙ ОТЕЛЬ В НАЧАЛЕ XVII ВЕКА.. 366

ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССИЦИЗМА В ТЕАТРЕ.. 379

КОРНЕЛЬ.. 387

РАСИН.. 397

БУАЛО И ЭСТЕТИКА КЛАССИЦИЗМА.. 406

ТРАГИЧЕСКАЯ СЦЕНА И АКТЕРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА.. 408

КОМЕДИЯ ДО МОЛЬЕРА.. 413

МОЛЬЕР. 414

СЦЕНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЛЬЕРА.. 427

ФРАНЦУЗСКИЙ ТЕАТР ПОСЛЕ СМЕРТИ МОЛЬЕРА.. 431

НЕМЕЦКИЙ ТЕАТР. 434

ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ.. 434

НЕМЕЦКИЙ ТЕАТР XVI ВЕКА.. 436

НЕМЕЦКИЙ ТЕАТР XVII ВЕКА.. 444

ЗАРОЖДЕНИЕ СЛАВЯНСКОГО ТЕАТРА НА БАЛКАНАХ.. 452

ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ.. 452

РАЗВИТИЕ ДРАМАТУРГИИ ДУБРОВНИКА.. 454

ТВОРЧЕСТВО ДРЖИЧА.. 461

ТВОРЧЕСТВО ГУНДУЛИЧА.. 465

УПАДОК ДРАМАТУРГИИ ДУБРОВНИКА.. 467

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 470

ОСНОВНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ.. 470

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН.. 482

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ.. 490


ПРЕДИСЛОВИЕ

Данная книга, представляющая собой учебное пособие по истории за­падноевропейского театра от начала средних веков до конца XVII века, является частью большого коллективного труда, предпринятого кафедрой ис­тории зарубежного театра Государственного института театрального искус­ства имени А. В. Луначарского (ГИТИС). Книга предназначена в первую очередь для студентов театроведческих факультетов и аспирантов театро­ведческих кафедр, детально изучающих историю зарубежного театра.

В отличие от прежних учебных пособий по истории западноевропейско­го театра С. С. Мокульского (1936—1939), А. К. Дживелегова и Г. Н. Бояджиева (1941), С. С. Игнатова (1940), А. А. Гвоздева (1939) данная работа создана усилиями целого коллектива театроведов, привлечен­ного к участию в настоящем издании кафедрой зарубежного театра ГИТИС.

Каждая глава книги или раздел ее, написанные определенным автором, подвергались обсуждению на кафедре, в котором принимал участие весь авторский коллектив. Коллективный метод создания книги, разумеется, ни в коей мере не снижал ответственности каждого члена авторского коллектива за порученную ему работу.

Весь труд по истории западноевропейского театра задуман в четырех томах. Первый том охватывает историю западноевропейского театра от на­чала средних веков до конца XVII века. Второй том посвящен театру XVIII века (эпоха Просвещения) и доводит изложение материала до пер­вой французской буржуазной революции. Третий том охватывает историю театра, начиная с революции 1789 года до Парижской Коммуны 1871 года. Четвертый том излагает историю зарубежного театра от Парижской Комму­ны до наших дней.

Существенным отличием данной книги по истории зарубежного театра от всех предшествовавших ей обзоров является значительное расширение круга изучаемых национальных театральных культур. В данном труде исто­рия западноевропейского театра уже не ограничивается изучением театра четырех-пяти романских и германских стран, но включает—впервые в на­шем театроведении — историю театра зарубежных славянских стран, а так­же Венгрии, Румынии, Австрии, Бельгии и некоторых других.

Самое понимание предмета научного исследования истории театра под­верглось решительному пересмотру. В данной работе мы рассматриваем предмет научной истории театра как изучение истории зарождения, возник­новения и развития реалистической драматургии и реалистического сцени­ческого искусства в их разнообразных проявлениях в разные исторические эпохи и в их борьбе с различными антиреалистическими течениями.

Такое определение предмета научной истории театра дает нам надеж­ный критерий отбора наиболее значительных явлений и фактов, подлежащих преимущественному изучению в истории театра.

В выпускаемой нами истории западноевропейского театра гораздо боль­ше места, чем в прежних учебных пособиях по истории театра, занимает изучение драматургии Западной Европы как ведущей силы театра в идейном и художественном отношении.

Иллюстрации к книге подобраны исключительно из материала, совре­менного изучаемым памятникам драматургии и сценического искусства. Вся­кие стилизованные изображения театра и его деятелей, сделанные худож­никами позднейших эпох, решительно отвергались нами. Книжные иллюстра­ции к пьесам воспроизводятся только в том случае, если они помогают составить более или менее правильное представление о театре данного времени.

Настоящее издание начиналось под руководством профессора А. К. Джи­велегова, заведовавшего в то время кафедрой зарубежного театра ГИТИС. К сожалению, преждевременная кончина А. К. Дживелегова помешала ему довести эту работу до конца.

Публикуемое учебное пособие по истории театра связано с «Хрестома­тией по истории западноевропейского театра» С. С. Мокульского, которая построена по тому же плану, что и учебное пособие, и состоит из такого же количества томов.

С целью избежать ненужных повторений, приводимые в Хрестоматии документы цитируются в учебном пособии сокращенно, а иногда даже дает­ся только ссылка на Хрестоматию.

К книге приложена библиография основных текстов и пособий. В биб­лиографии перечисляются главные работы не только на русском, но и на иностранных языках. Библиография носит учебный характер и потому заключает в себе только самые основные книги. При указании текстов мы ориентировались в первую очередь на те произведения, которые входят в литературу, приложенную к только что выпущенной издательством «Искус­ство» программе по истории зарубежного театра.

Заведующий кафедрой истории зарубежного театра
Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского профессор С.
С. МОКУЛЬСКИЙ


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ТЕАТР ЭПОХИ СТАНОВЛЕНИЯ
И РАСЦВЕТА ФЕОДАЛИЗМА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: