Внешняя политика в 1992—1999 гг. Дальнее зарубежье

С распадом СССР в корне изменилось геополитическое положение России. Закончилась «холодная война», прекратила свое существование мировая система социализма, ушло в прошлое противоборство двух сверхдержав — Советского Союза и США.

Россия стала преемницей СССР в международных организациях и осталась второй мировой державой по размерам ракетно-ядерного потенциала (после США). Однако ее военные возможности существенно сократились. Распалась единая система противоракетной обороны, Россия лишилась своих военных баз в Восточной Европе, в Прибалтике, Грузии, Азербайджане, на Украине. Она потеряла своих традиционных союзников в Восточной Европе, в Азии, Африке, Латинской Америке. В силу экономических трудностей 90-х гг. значительно сократились и вооруженные силы России. Необходимо было найти новую внешнеполитическую концепцию, которая отвечала бы национальным интересам России.

В начале 90-х гг. основную цель своей внешней политики российское руководство видело в обеспечении международной финансовой помощи со стороны Запада. В связи с этим был взят курс на установление союзнических отношений с США и с ведущими европейскими странами. В 1992 г. была подписана кэмп-дэвидская декларация о прекращении состояния «холодной войны».

В1992г. Россия была принята в МВФ, в 1996- в Совет Европы, подписано соглашение о партнерстве с ЕС.

В январе 1993 г. был заключен Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Россия присоединилась к конвенции о запрещении химического оружия. В 1994 г Российская Федерация досрочно вывела свои войска из Германии и присоединилась к программе НАТО «Партнерство во имя мира». Со второй половины 1990-х гг. отношения России со странами «Большой семерки» стали строиться по схеме «7 + 1».

Однако политика постоянных уступок Западу логично воспринималась геополитическими соперниками как признак слабости России. С учетом своих интересов, США и ее европейские партнеры с 1994 г. активизировали курс на «расширение НАТО на Восток» — сначала за счет бывших членов ОВД (Польша, Чехия, Венгрия), а затем и республик бывшего СССР (Литва, Латвия, Эстония). Эти действия напрямую угрожали национальной безопасности России. Отношения с Западом особенно обострились во время Балканского кризиса 1999 г., в котором Россия активно поддерживала Югославию (Сербию и Черногорию), а США и НАТО — сепаратистов Косово. Попытки ряда международных европейских организаций вмешаться в Чеченский кризис, также осложнили отношения между Россией и Западом. Возникла острая необходимость разработки новой концепции внешнеполитического курса страны.

Отношения между Россией и НАТО были установлены в 1991 году. Россия присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества (с 1997 года — Совет евроатлантического партнерства).

В 1994 году Россия начала участвовать в программе Партнёрство ради мира.

После подписания в Париже в мае 1997 года "Основополагающего акта Россия-НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности"действовал Совместный постоянный совет (СПС). Встречи совета проходили в двустороннем формате "НАТО+1. Согласно "Основополагающего акта Россия-НАТО" альянс принял обязательство не размещать войска вдоль российских границ на постоянной основе.

Дипломатическое представительство России при НАТО учреждено в 1998 году.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: