Лука 24:36

Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам.

Ответом на такое приветствие будет выражение «Алейхем Шалом» или «вам мир».


Литургия

Использовал ли Йешуа литургию? Кто-то, ссылаясь на Евангелие от Матфея 6:7, скажет, что, поскольку Йешуа выступает против «говорения лишнего», это относится к чтению молитв и литургии. Но посмотрим, что же там сказано на самом деле.


Матфей 6:7

А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны.


Греческое слово в оригинале, переведенное как «говорить лишнего», означает «повторять вновь и вновь, или лепетать». Здесь никак НЕ подразумеваются благословения или молитвы. Скорее всего, речь идет о ритуальных заклинаниях, подобных языческим мантрам, или о бессознательной речи. Заметьте, он не говорит «не молитесь, как ваши собратья-евреи». Итак, произносил ли Йешуа литургические молитвы? Да, это определенно так. Давайте взглянем на пару примеров.

Шема

Начиная, по крайней мере, со времен Ездры, евреи молятся молитвой, состоящей из трех отрывков Торы (Втор. 6:4-9, Втор. 11:13-21, и Чис. 15:37-41). Эта молитва произносится от двух до четырех раз в день. Высказываются предположения, что именно этой молитвой молился Даниил, за что был брошен в львиный ров. Эта молитва настолько важна, что Мишна позволяет произносить ее на любом языке (не только на иврите) (М. Сот. 7:1). Этой же молитвой обращались к Богу многие евреи перед лицом смерти от рук преследователей, а также те, кто шли в нацистские газовые камеры во время Второй мировой войны. Наиболее известным мучеником, умершим с молитвой Шема на устах, был Раби Акива, мудрец второго века, замученный до смерти римлянами за то, что поддерживал восстание Бар-Кохвы.

Талмуд хранит в себе такую запись:

«Пытали Акиву, и наступил час для произнесения [утренней] Шема. Он произносил ее с улыбкой. Римский офицер вскричал: „Старик, ты, наверное, колдун [потому что Акива был невосприимчив к пыткам], раз улыбаешься, испытывая такую боль?” „Нет, — отвечал Акива, — всю жизнь не давало мне покоя заповеданное нам: «И люби Господа всем сердцем твоим, всей душою твоей, и всей крепостию твоей». «О, когда же, наконец, придется мне исполнить это?» — думал я. Я возлюбил Бога всем сердцем моим, всей моей крепостию [имением], но не знал, смогу ли возлюбить его всей душой [самой жизнью] моей. Теперь же, когда я отдаю свою жизнь, и наступил час чтения Шема, и решимость моя остается непоколебимой, не должен ли я улыбаться?” Когда он сказал это, отлетела душа его».

Эти отрывки Писания были неотъемлемой частью еврейской жизни в первом веке, и остаются таковыми и сегодня. Они, по сути, описывают соблюдающего Тору еврея и то, что от него ожидается. Чтобы сослаться на эти отрывки Писания, достаточно произнести лишь первое слово (шема), и сразу становится понятно, о чем идет речь.

Когда у Йешуа спросили, какова величайшая заповедь, он процитировал не только первое слово. Он не оставил никаких сомнений по поводу того, что хотел сказать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: