Основная функция психики и сознания состоит в отражении действительности. Язык и речь отражают действительность обозначая ее.
Язык- система знаков, фиксирующих обобщенные значения, отражающих общественный опыт и опосредующих психическую активность.
Основная единица языка-слово. Со словом связано представление о явлении или предмете.Всякое слово имеет смысловое содержание, которое составляет его значение.
Иерархия лингвистических единиц
Фонемы-различительные для восприятия единицы языка.
Морфемы -минимальные смыслообразующие языковые единицы.
Слова состоят из морфем и образуют словосочетания, которые объединяются в предложения.
Свойства языка:
1.структурированность. имеет свою организацию, закрепленную правилами.
2. содержательность-каждое слово выражает содержательную мысль об объекте
3. опосредованность-язык относителен т.к. слово только знак, который не тождественен обозначаемуму предмету или явлению.
4. Креативность- развивается вместе с прогрессом, трансформируется и.т. п.
|
|
Функции языка:
- хранение и передача общественно-исторического опыта
- общение.
Речь-это язык функционирующий в контексте индивидуального сознания. Фиксированные в языке обощенные значения отражают общественныйопыт. В контексте индивидуального сознания они приобретают свои значения и смыслы.
Речь представляет собой язык в децствии, форму существования сознания
Свойства речи 1)обозначение2)содержательность3)социальный характер
Функции:
1.семантическая-т.е. обозначающая
2.кооммуникативная-как ср-во экспрессии и воздействия
3.синтетическая- функция обощения связана с мышлением и обусловлена тем, что каждое слово само по себе что то обозначает., и это позволяет реализоваться пр-су мышления.
Виды речи
- Внешняя/внутренняя
- Устная/письменная
- диалогическая/монологиеская
- аффективная речь
ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ РЕЧИ
Среди наиболее известных из них находится теория научения. Исходным положением, на котором строится данная теория, является постулат о том, что ребенок обладает врожденной потребностью и способностью подражать. К важнейшим формам способности подражать сторонники данного подхода относят способность подражать звукам. Предполагается, что, получая положительное эмоциональное подкрепление, подражание ведет к быстрому усвоению сначала отдельных звуков человеческой речи, затем слогов, слов, высказываний, правил их грамматического построения. Таким образом, в рамках данной теории овладение речью сводится к научению всем ее основным элементам, а механизмами формирования речи являются подражание и подкрепление.
Однако данная теория не может полностью объяснить процесс усвоения языка. Так, необъяснимой остается быстрота усвоения речи, наблюдаемая у детей в раннем детстве. Кроме того, для развития любых способностей, в том числе и речевых, необходимы задатки, которые сами но себе не могут быть приобретены в процессе научения. Далее, в развитии речи ребенка существуют моменты (в основном связанные с детским словотворчеством), которые не могут быть объяснены подражанием речи взрослых. Следующий факт, вызывающий сомнение в истинности данной теории, состоит в том, что взрослые обычно подкрепляют одобрением не правильные, а умные и рассудительные высказывания детей.
Следующей теорией, рассматривающей проблему формирования речи, является теория специфических задатков. Н.Хомский. Он утверждает, что в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи и ее основных атрибутов. Эти задатки начинают проявляться и окончательно складываются примерно к годовалому возрасту и открывают возможность для ускоренного развития речи с одного года до трех лет (имеется в виду прежде всего усвоение самой речи, развитие же речи как средства мышления продолжается до периода половой зрелости). Данный возраст называется сензитивным для формирования речи.
Следующая наиболее известная и популярная теория усвоения языка и формирования речи - когнитивная теория Ж.Пиаже. Согласно данной теории, развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. По мнению автора данной теории, детское спонтанное словотворчество является подтверждением существования у ребенка интеллектуальной способности перерабатывать информацию. Поэтому развитие речи связано с развитием мышления. Установлено, что первые высказывания ребенка относятся к тому, что он уже понимает, а прогрессирующее развитие мышления в период от одного года до трех лет создает предпосылки для успешного освоения ребенком речи.
Поскольку речь зашла о взаимосвязи мышления и речи, нельзя не остановиться на исследованиях, проводившихся Л.С.Выготским. Проблема взаимосвязи речи и мышления постоянно интересовала и продолжает интересовать многих ученых. Выготский внес существенный вклад в развитие данной проблемы. Он показал значение слова для психического развития человека и его сознания. Согласно его теории знаков, на более высоких ступенях развития наглядно-образное мышление превращается в словесно-логическое благодаря слову, которое обобщает в себе все признаки конкретного предмета. Слово является тем «знаком», который позволяет развиться человеческому мышлению до уровня абстрактного мышления. Учитывая данную особенность слова, Выготский считал, что именно в значении слова заключается единство речи и мышления. При этом высший уровень такого единства - речевое мышление.
|
|