Модуль 2. Зарубежные теории личности

Цель: ознакомить студентов с разными подходами к исследованию личности, имевшимися в зарубежной науке и развивающимися в настоящее время; научить студентов сопоставлять различные точки зрения по дискуссионным вопросам и формировать свою собственную.

Тема 9. ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ З. ФРЕЙДА

Общая характеристика основных этапов научной биографии З.Фрейда.

Динамика его взглядов на природу бессознательного. Структура личности по З.Фрейду. Функции ИД, ЭГО, CУПЕР-ЭГО. Стадии психосексуального развития; оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная. Понятие защитных механизмов личности и их виды (вытеснение, проекция, регресс, замещение, отрицание, сублимация, рационализация).

Три аспекта психоанализа: научно-исследовательский, лечебно-практический и социально-культурный. Их развитие и влияние на разные сферы науки и культуры. Эмпирическая проверка теории З.Фрейда. Оценки вклада З.Фрейда в мировую науку отечественными и зарубежными психологами.

Тема 10. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ А.АДЛЕРА

Основные понятия концепции А.Адлера: комплекс неполноценности, компенсация и сверхкомпенсация; стремление к превосходству, социальный интерес, стиль жизни. Типы личностей, основанные на стилях жизни: управляющий, берущий, избегающий, социально-полезный. Псевдокомпенсация и ее виды: уход в болезнь или слабость, ленивец, лжец, жестокий тиран, комплекс превосходства, самореклама. Факторы, определяющие развитие личности: несовершенство органов, порядок рождения, отношение родителей к ребенку и т.д. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека.

Тема 11. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К. ЮНГА.

Учение о коллективном бессознательном. Архетипы коллективного бессознательного: анима, анимус, персона, персона, тень, самость, мудрец. Их роль в развитии личности и ее поведении.

Учение о психологических типах. Понятие экстраверсии и интроверсии по К.Юнгу. Основные психические функции: мышление, ощущение, чувство и интуиция. Сочетание эго-направленности и ведущей психической функции как основание типологии. Краткая характеристика восьми психологических типов, их примеры из художественной литературы и истории.

Отличие взглядов К.Юнга от позиции З.Фрейда на природу и содержание бессознательного. Значение работ К.Юнга для развития теории личности. Современные типологии личностей основанные на теории К.Юнга и методики для их диагностики.

Тема 12. ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ

Эпигенетическая концепция Э.Эриксона. Стадии развития личности: орально-сенсорная, мышечно-оральная, локомоторно-генитальная, латентная, подростковая, ранняя, средняя и поздняя зрелость. Понятие психосоциальной идентичности и ее роль в становлении личности по Э.Эриксону.

Социокультурная теория личности К.Хорни. Представления К.Хорни об источнике внутриличностного конфликта. Три типа невротического поведения: уступчивый, обособленный и враждебный. Невротические потребности по К.Хорни.

Теория защитных механизмов А.Фрейд. Я как точка наблюдения. Хронологическая классификация защитных механизмов. Формирование защитных механизмов у детей. Различия в представлении З.Фрейда и представителей эго-психологии на природу человека и причины неврозов.

Тема 13. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ Э.ФРОММА

(СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ НЕОФРЕЙДИЗМА)

Экзистенциальные и исторические дихотомии человека. Экзистенциальные потребности человека по Э.Фромму: в установлении связей с другими людьми, в творчестве, в исторических корнях, в идентичности, в мировоззрении.

Социальные типы характеров. Неплодотворные ориентации характера: рецептивная, эксплуататорская, стяжательская, рыночная. Продуктивный характер. Типы семей, соответствующие этим типам характера: симбиотические и отчужденные. Понимание Э.Фроммом взаимосвязи между отношениями в обществе, в семье и формирующимся типом личности.

Модус бытия и модус обладания: их проявления в разных сферах деятельности личности. Биофилы и некрофилы. Роль психологии в преобразовании общества и личности каждого человека.

Тема 14. теории черт личности

Экспериментальный подход к исследованию личности Г.Олпорта. Личность как совокупность ее черт. Свойства черт личности. Виды черт. Понятие проприума и стадии его развития: телесная самость, самоидентичность, самоуважение, расширение самости, формирование образа себя, рациональное управление самим собой, проприативное стремление. Концепция функциональной автономии мотивов. Два вида автономии. Критерии зрелости личности по Г.Олпорту.

Теоретические основания и практическая реализация построения структуры личности в теории Р.Кеттелла. Три источника для сбора информации о личности: жизненные данные, полученные на основе наблюдений за личностью в разных ситуациях, данные самоотчетов, данные объективных тестов. Факторный анализ как средство для эмпирического построения структуры личности. Первичные и вторичные факторы. Область применения 16-факторного опросника Р.Кеттелла.

Представления Г.Айзенка о принципах построения структуры личности. Экстраверсия-интроверсия и нейротизм-эмоциональная стабильность как критерии для типологии личностей. Краткая характеристика каждого личностного типа. Различия между экстравертами и интровертами в поведении в разных жизненных ситуациях.

Преимущества и ограничения структурного подхода к анализу личности.

Тема 15. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ А.МАСЛОУ

Основные принципы гуманистической психологии. Особенности взгляда А.Маслоу на природу человека.

Концепция самоактуализирующейся личности А.Маслоу. Различия между потребностями роста и потребностями дефицита. Бытийные ценности и метапотребности.

Черты, присущие самоактуализирующейся личности. Пути самоактуализации и трудности на этом пути. Методы диагностики самоактуализирующихся людей. Природа самоактуализации.

Значение работ А.Маслоу для развития теории личности. Эмпирическая проверка основных положений концепции А.Маслоу.

Тема 16. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ В ТЕОРИИ В.ФРАНКЛА

Изучение личности через призму его жизненных смыслов. Учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли. Три ведущие группы ценностей человека: творчества, переживания и отношения. Понятие самотрансценденции. Причины возникновения экзистенциального вакуума и способы выхода из него. Логотерапия как помощь в обретении смысла жизни.

Тема 17. ТОПОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ К. ЛЕВИНА

онятие жизненного пространства личности и соотношение между ним и реальной физической средой. Понятие психологического поля. Строение личности.

Психологическая сила и факторы, определяющие ее величину и направление. Понятие отрицательной и положительной валентности объектов. Цель и конфликт в теории К.Левина

Гомеостатическая модель мотивации в теории К.Левина. Понятие истинной и квазипотребности. Эффект неоконченного действия его интерпретация с позиций теории К.Левина. Значение работ К.Левина в разработке мотивационных схем поведения личности.

Тема 18. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КОНСТРУКТОВ Д. КЕЛЛИ

Конструктивный альтернативизм как методология теории личностных конструктов. Представления Д.Келли о человеке как исследователе. Основные положения теории личностных конструктов. Личностный конструкт как единица мировосприятия личности. Его отличие от понятий как единиц мышления. Типы конструктов. Техника репертуарных решеток. Область их применения: достоинства и ограничения. Терапия фиксированных ролей Д.Келли. Особенности подхода Д.Келли и исследования личности.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ К МОДУЛЮ 2

Семинар 9. ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ

З. ФРЕЙДА

1. Понятие бессознательного. Формы проявления бессознательного в повседневной жизни.

2. Структура личности по З.Фрейду.

3. Стадии сексуального развития. Понятие Эдипова комплекса.

4. Психоанализ как теория и как метод исследования личности.

Основная литература:

1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С-Пб., 1997. - С.105-157.

2. Фрейд З. Я и Оно // Хрестоматия по истории психологии. МГУ, 1980. - С.184-210.

3. Фрейд З. Я и Оно. О психоанализе // Психология бессознательного. М., Просвещение, 1989. - С.346-382, 425-440.

4. Ярошевский М.Г. З.Фрейд - выдающийся исследователь психической жизни человека // З.Фрейд. Психология бессознательного. М., 1989.-С.3-29.

5. Автономова Н.С. К спорам о научности психоанализа // Вопросы философии. - 1991. - № 4. - С.58-76.

6. Первин Л.А., Джон О.Л. Психология личности: теория и исследования. М.:Аспект Пресс, 2000. С.98-143.

Дополнительная литература:

1. Шерток Л., Р. де Соссюр Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда. М., Прогресс, 1991. - С.98-223.

2. Виттельс Ф., Фрейд. Его личность учение и школа. Л.: Эго, 1991 (репринт с издания 1925 г.).

3. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М., 1974. - С.182-216.

4. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М.: Политиздат, 1990.

5. Сартр Ж.П. Фрейд. М.: Новости, 1992.

6. Стоун И. Страсти ума или жизнь Фрейда. М., Мысль, 1994.

Семинар 10. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ А.АДЛЕРА

1. Понятие комплекса неполноценности, стремление к превосходству, социальный интерес.

2. Компенсация, сверхкомпенсация и псевдокомпенсация. Виды псевдокомпенсации.

3. Типы личностей, основанные на стилях жизни: управляющий, берущий, избегающий, социально-полезный.

4. Отличия представлений А.Адлера и З.Фрейда о движущих силах развития личности. Вклад А.Адлера в разработку проблем индивидуальности.

Основная литература:

1.Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. С.-Пб.:Питер,1997.- С.181-197.

2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Прагма, 1993. - С.5-33, 72-74.

3. Адлер А. Наука жить. Киев, 1997. - С.9-83, 204-230.

Дополнительная литература:

1. Сидоренков Е.В. Комплекс “неполноценности” и анализ ранних воспоминаний в концепции А.Адлера. С.-Пб., 1993. - С.3-57.

2. Адлер А. Практика и теория индивидуальный психологии. М., 1995. - С.5-38.

Семинар 11. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К. ЮНГА.

1. Понятие коллективного бессознательного. Соотношение между коллективным и индивидуальным бессознательным.

2. Архетипы коллективного бессознательного: Анима, Анимус, Маска, Тень, Мудрый человек, Самость. Их значение для личности.

3. Психологические типы. Разновидности экстравертированного и интровертированного типов личности.

4. Отличие взглядов К.Юнга от позиции З.Фрейда на природу и содержание бессознательного.

Основная литература:

1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С-Пб., 1997. - С.197-211.

2. Сэмьюэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Критический словарь аналитической психологии К.Юнга. М., 1994.

3. Зеленский В.В. Карл-Густав Юнг. Жизнь, личность, работа // Юнг К. Психологические типы. С-Пб.: Ювента, 1995. - С.661-694.

4. Руткевич А.М. Жизнь и воззрения К.Юнга // К.Юнг. Архетип и символ. Предисловие.- С.5-22.

5. Юнг К.-Г. Психологические типы С-Пб.: Ювента, 1995. - С.402- 644.

6. Юнг К.-Г. Феномен духа в искусстве и науке. М.:Ренессанс, 1992. - С.54-79 (о Фрейде).

Дополнительная литература:

1. Кирш Т. Юнг и происхождение аналитической психологии // Юнг К. Феномен духа в искусстве и науке. М., Ренессанс, 1992. - С.219-228.

2. Юнг К.-Г. Подход к бессознательному. Об архетипах коллективного бессознательного // Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. - С.25-128.

3. Юнг К.-Г. Психологические типы. М., 1992. - 104 с.

4. Юнг К.-Г. Аналитическая психология. С-Пб.: “Кентавр”, 1994.

Семинар 12. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

О ЛИЧНОСТИ В ТРУДАХ Э. ФРОММА.

1.Экзистенциальные потребности человека по Э.Фромму. Экзистенциальные и исторические дихотомии человека.

2. Динамическая концепция характера. Неплодотворные ориентации характера: рецептивная, эксплуататорская, стяжательская и рыночная. Плодотворная ориентация.

3. Взаимосвязь между личностью, семьей и обществом.

4. Модус бытия и модус обладания: их проявления в разных сферах человеческой деятельности.

5. Биофилы и некрофилы.

6. Вклад Э.Фромма в разработку проблем психологии личности.

Основная литература:

1. Хьелл Л., Зиглер Д.Теория личности. С.-Пб.: Питер,1997.-С.246-254.

2. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.:Республика, 1993. -С.5-16, 45-99.

3. Фромм Э. Человек для себя. Минск: Коллегиум, 1992. - С.1-115.

4. Фромм Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1986. - С.5-30, 44-77, 95-153, 190-219.

5. Руткевич А.М. “Анатомия деструктивности” Э.Фромма // Вопросы философии, 1991. - № 9. - С.161-170.

Дополнительная литература:

1. Некрофилы и Адольф Гитлер // Вопросы философии. - 1991. - №9.-С.69-160.

2.Фромм Э. Человеческая ситуация. М.: Смысл,1995. - С.4-70, 229-239.

Семинар 13.ТЕОРИИ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ: Г.ОЛЛПОРТ, Г.АЙЗЕНК, Р.КЕТТЕЛ

1. Представление о чертах личности Г.Оллпорта.

2. Структура личности по Р.Кеттелу. Первичные, вторичные факторы и свойства личности.

3. Иерархическая модель структуры личности Г.Айзенка.

4. Типы личности по Г.Айзенку и их нейрофизиологическая основа.

Основная литература:

1. Хьелл Л., Зиглер А. Теории личности. С-Пб.:Питер, 1997. -С303-328.

2. Первин Л.А., Джон О.Л. Психология личности: теория и исследования. М.:Аспект Пресс, 2000. С.255-284.

Дополнительная литература:

1. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М. Просвещение. 1985. -С.7-87.

2. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М. Прогресс. 1975. -С.228-248.

Семинар 14. ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ.

1. Концепция самоактуализирующейся личности А.Маслоу. Особенности его взгляда на природу человека.

2. Черты, присущие самоактуализирующейся личности. Пути самоактуализации и трудности на этом пути.

3. Иерархия мотивов поведения личности по А.Маслоу. Понятие потребностей дефицита и роста. Метапотребности и бытийные ценности.

4. Учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли в работах В.Франкла.

5. Ценности творчества, переживания, отношения.

6. Различия между психоаналитическим и гуманистическим подходами к трактовке природы человека.

Основная литература:

1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. С-Пб.:Питер, 1997.-С.479-525.

2. Маслоу А. Психология бытия. М., 1997. - С.1-20, 43-170, 230-260.

3. Фейдимен Дж., Фрейгер А. Абрахам Маслоу и психология самоактуализации // Хрестоматия по гуманистической психотерапии. М., 1995. -С.111-152.

4. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М.: МГУ, 1982. - С.108-117.

5. Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А.Маслоу // Вопросы психологии. 1987. №3. -С.150-157.

6. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс. 1980. -С.5-21, 54-69, 284-332.

Дополнительная литература:

1. Маслоу А. Новые рубежи развития человека // Хрестоматия по гуманистической психотерапии. М., 1995. -С.153-164.

2. Анциферова Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах А.Маслоу// Вопросы психологии. - 1973. - №4.

3. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.:Педагогика, 1986. Т.1.-С. 112-115.

4. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982. - С.42-57.

Семинар 15. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ К.ЛЕВИНА.

1. Понятие жизненного пространства и соотношение между ним и реальной физической средой. Понятие психологического поля.

2. Психологическая сила и факторы, определяющие ее величину. Понятие валентности.

3. Понятие цели и конфликта в теории К.Левина. Истинные и квазипотребности.

4. Вклад К.Левина в разработку проблем психологии личности.

Основная литература:

1. Левин К. Теория поля в социальных науках. С-Пб.: Речь, 2000. – 368 с.

2..Левин К. Топология и теория поля. Определение понятия “поле в данный момент” // Хрестоматия по истории психологии. М.: МГУ. 1980. -С.122-144.

Дополнительная литература:

1. Зейгарник Б.В. Теория личности К.Левина. М.: МГУ, 1981. -С.18-32, 43-78.

2. Хекхаузен Х Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. Т1. -С.181-202.

3. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М., 1971. -С.216-232.

4.Анциферова Л.И. О теории личности в работах Курта Левина //Вопросы психологии. - 1960. - №6.

Семинар 16. Теория личностных конструктов Д.Келли.

1. Основные положения теории Д.Келли.

2. Понятие личностного конструкта. Его природа и отличие от понятия как единицы логического мышления.

3.Репертуарный тест Келли. Его возможности для исследования личности и область применения.

4. Специфика подхода Д. Келли к исследованию личности.

Основная литература:

1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С-Пб.:Питер. 1997. -С.431-478.

2. Первин Л.А., Джон О.Л. Психология личности: теория и исследования. М.:Аспект Пресс, 2000. С.401-428

2. Келли Д. Психология личности. Теория личных конструктов. СПб., Речь, 2000.

Дополнительная литература:

1. Забродин Ю.М., Похилько В.И. Теоретические истоки и назначение репертуарных личностных методик // Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М.: Прогресс. 1987. -С.5-26.

2. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М.: Прогресс. 1994. -С.29-41, 136-183.

3. Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение. Ростов -на-Дону: Издательство РГПУ. 1994. -С.16-21.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: