Типы дистанционного обучения

Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, директор Центра дистанционного образования "Эйдос", г.Москва

Дистанционное обучение подразумевает удалённость, то есть наличие дистанции между любыми субъектами и объектами образования и её преодоление с помощью компьютерных телекоммуникаций. Рассмотрим четыре основных типа дистанционного обучения, имея в виду образовательные взаимодействия между учениками, учителями и образовательными информационными объектами, например, Web-материалами. Каждый последующий тип дистанционного обучения отличается от предыдущего смещением центра тяжести образовательного процесса в сторону его дистанционного компонента.

1 ТИП. Ученики обучаются очно в традиционной школе и вместе со своим очным учителем взаимодействуют с удалённой от них информацией, различными образовательными объектами, с учениками из других школ, со специалистами в изучаемых областях. Для этого используется доступ в Интернет, его информационные и телекоммуникационные возможности. Центр учебного процесса сохраняется в очной школе. Дистанционное обучение является в этом случае дополнительным средством решения традиционных общеобразовательных задач. Сеть расширяет возможности доступа к массивам информации, увеличивает количество и качество коммуникаций. Критерии оценки результатов дистанционного обучения такого типа сохраняются теми же, что и при очном обучении.

2 ТИП. Ученики обучаются очно в традиционной школе, но кроме очных педагогов с ними эпизодически или непрерывно работает удалённый от них учитель. Занятия проводятся дистанционно, обычно в режиме дополнительного образования, и имеют целью углублённое изучение какого-либо предмета или темы, подготовку к поступлению в вуз и т.п. В редких случаях (например, в очной школе нет необходимого педагога) дистанционный учитель ведёт у учеников учебный предмет, который входит в базовый компонент школьного образования. Дистанционное обучение данного типа носит характер дополнительного к очному обучению. Расширяется круг педагогов и специалистов, доступные массивы информации, количество и качество коммуникаций. Вариант данного типа дистанционного обучения: очный педагог ведёт занятия как с учениками своей школы, так и с удалёнными от него учащимися из других школ и городов. Результаты дистанционного дополнительного обучения определяются по специфическим для каждого курса задачам, имеют незначительное пересечение с очными общеобразовательными результатами, в основном лишь дополняя их.

3 ТИП. Ученики (один или несколько), не обязательно из одной очной школы, обучаются в дистанционной школе, колледже или Центре в режиме основного образования или существенной его части, например 50х50%. Образование в данном случае происходит в значительной степени дистанционное. Работа учеников в виртуальных классах происходит при удалённости друг от друга практически всех субъектов образования. Дистанционное обучение выступает здесь в качестве отдельного типа образования - основного или, по крайней мере, сопоставимого по объёму с очным. Меняется роль и место всех основных образовательных компонентов традиционного образования: целей, содержания, форм, критериев оценки обучения.

4 ТИП. Ученики обучаются не в одной очной или дистанционной школе, а сразу в нескольких. Комплексная образовательная программа составляется таким образом, что разные образовательные предметы изучаются в различных учреждениях или у разных педагогов. Координирующую роль в этом случае играет очное или дистанционное учебное заведения, или родители ученика. Дистанционное обучение данного типа назовём РАСПРЕДЕЛЁННЫМ. Оно позволяет гибко учитывать личностные особенности и цели ученика, выстраивать его индивидуальную образовательную траекторию. Но чтобы реализовать эти возможности, требуется высокопрофессиональная координация обучения со стороны тьютора или другого педагога-наставника, работающего в определённой и отлаженной педагогической системе.

Перечисленные типы дистанционного обучения не исключают других их возможных комбинаций и могут представлять собой как отдельные образовательные направления, так и динамически развивающуюся совокупность очных и дистантных образовательных процессов.

Соответственно перечисленным типам дистанционного обучения устанавливаются цели, содержание, организационная структура, формы и методы обучения, система диагностики и оценки результатов. В каждом случае выстраивается своя система дистанционной деятельности учебного учреждения, определяется концепция образовательного сайта и его развития. Выбираемый тип дистанционного обучения позволяет организаторам учебного процесса планировать соотношение между очным и дистанционным обучением (степень дистанционности) в динамике его развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: