Практические задания

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: Орфоэпические нормы современного русского язык. Акцентологические нормы современного русского языка

Цель работы: закрепить сведения о произносительных нормах русского литературного языка, усвоить различные варианты произношения, а также сведения о соотношении между произносительными нормами и стилистическими свойствами звукового строя русского языка. Усвоение и закрепление литературной нормы ударения.

Практические задания

1. Распределите приведённые ниже слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания согласных «чн».

[шн] [чн] и [шн] [чн]
коне[шн]о копее[шн]ый - копее[чн]ый зада[чн]ик

Булочная, горчичник, горячечный, дачник, игрушечный, конечно, крошечный, коричневый, молочная, Кузьминична, Никитична, ночной, порядочный, пустячный, пушечный, прачечная, речной, скучно, стрелочник, скворечник, шапочный, яблочный, яичница, ячневая.

2. Распределите приведённые ниже слова по группам в зависимости от произношения буквы Е под ударением.

Норма с [э] Вариантное произношение Норма с [о]
современный планер – планёр свёкла

Афера, блеклый, бытие, блестка, вмененный, вычерпывать, вышеприведенный, внаем, гренадер, грубошерстный, двоеженец, дебелый, дареный, двоеженство, желоб, запеченный, забеленный, завороженный, зев, иноплеменный, издевка, изведенный, одновременный, новорожденный, киоскер, никчемный, обыденщина, острие, отсеченный, отключенный, осведомленный, преемник, побасенка, поименный, приглушенный, прирученный, убеленный.

3. Распределите приведённые слова по группам в зависимости от особенностей произношения согласного звука перед Е.

мягкое произношение вариантное произношение твёрдое произношение
[д’е]магог [д’е]кан - [дэ]кан [дэ]нди

Адекватный, альтернатива, анемия, анестезия, антисептика, атеист, аутсайдер, бутерброд, вундеркинд, гипотеза, генетика, гротеск, декларация, демарш, депрессия, диспансер, интеграция, идентичный, индекс, интервидение, интервью, кредо, критерий, компресс, консенсус, контекст, корректный, компьютер, контейнер, патент, портмоне, проект, пресса, претензия, протеже, текст, темп, тема, тенденция, термин, тезис, теннис, тент, тире, термос, террор, трек, фанера, фланель, шедевр, юмореска, экспресс, экземпляр.

4. Установите, какой звук произнося на месте выделенных сочетаний согласных звуков.

Уга сш ий, замер зш ий, ра сш итый, произнё сш ий, прои сш едший, ра сш ирять, во сш ествие, с ш умом бе зж алостный, сж атый, бе зж изненный, с ж адностью, ра зж ать, нае зж ать, бры зж ет, про жж енный, во жж и, про сч итаться, подпи сч ик, расска зч ик, ре зч ик, сч ет, о тч асти, о тч аянный, по дч еркнул, по дч истить, о тч уждение, о тч итать, три дц ать, о тц а, моло дц а, сове тск ий, бра тск ий, де тск ий, лю дск ой, госпо дск ий, бра тьс я, готови тс я.

5. Поставьте ударение в словах. Запомните место ударения в этих словах: алкоголь, визави, генезис, глубокоуважаемый, диспансер, договор, знахарь, каталог, квартал, ломота, мышление, немота, избалованный, переходный, подростковый, прирученный, озлобленный, окунутый, взбодрить, подбодрить, принудить, обследован, обследована, обследовано, обследованы, подбодрен, подбодрена, подбодрено, подбодрены, принят, принята, принято, приняты, развит, развита, развито, развиты.

6. Обратите внимание на сохранение или изменения места ударения в зависимости от изменения грамматической формы слова.

а) Образуйте форму род. п. ед. ч. следующих существительных. Поставьте ударение.

Образец: масс а ж – масс а жа.

Арбитраж, брелок, бюллетень, инструктаж, любовь, шарф.

б) Образуйте форму сравнительной степени следующих прилагательных. Поставьте ударение.

Образец: в е рный - верн е е.

Адекватный, веселый, здоровый, красивый, удобный.

в) Образуйте краткую форму муж., жен. и ср. рода и форму мн. ч. следующих прилагательных. Поставьте ударение.

Образец: весёлый – в е сел, весел а, в е село, в е селы.

Больной, глухой, дорогой, дружный, молодой, правый, редкий.

г) Образуйте краткую форму муж., жен. и ср. рода и форму мн. ч. следующих страдательных причастий. Поставьте ударение.

Образец: взятый – вз я т, взят а, вз я то, вз я ты.

Начатый, приданный, проданный, прожитый, розданный, созданный.

д) Образуйте форму прошедшего времени муж., жен. и ср. рода и форму мн. ч. следующих глаголов, имеющих неподвижное ударение на основе.

Образец: брать – бр а л, брал а, бр а ло, бр а ли.

Баловать, взять, включить, гнать, жить, задать, звать, нажить, начать, отпить, отослать, положить, понять, принять, снять, тянуть, убрать.

е) Образуйте от инфинитива следующих глаголов формы 1-го, 2-го и 3-го лица. Поставьте ударение.

Образец: верт е ть – верч у, в е ртишь, в е ртит.

Влечь, дремать, звонить, изменить, катить, колебать, положить, баловать.

7. Обратите внимание на зависимость ударения от значения слова.

а) Расставьте ударение в следующих словах. Составьте с ними предложения.

Видение (способность видеть) – видение (мираж, призрак), хаос (стихия) – хаос (беспорядок, неразбериха), характерный (упрямый, своенравный, выразительный) – характерный (типичный, особенный).

б) Определите значения следующих пар слов. Составьте с ними предложения.

А тлас – атл а с, бр о ня – брон я, зап а сник – запасн и к, кр у гом – круг о м, подв и жный – подвижн о й, з а нятый – занят о й, без о бразный – безобр а зный, к и рка – кирк а.

8. Прочитайте пары слов и отметьте те из них, в которых варианты ударения различают слова на стилистическом основании.

Англ и йский – а нглийский, выс о ко – высок о, казак и – каз а ки, ш ё лковый – шелк о вый, одновр е менный – одноврем е нный, м о лодец – молод е ц.

Словари

1. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. М., 2007.

2. Каленчук М.Л., Касаткина Р.Ф. Словарь трудностей русского произношения. М., 1997.

3. Сёмушкина Л.Н. Культура русской устной речи: Словарь-справочник. М., 2006.

Литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону, 2002 и др.

2. Десяева Н.Д. и др. Культура речи педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Десяева, Т.А. Лебедева, Л.В. Ассуирова. М., 2003.

3. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2006.

4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1987.

5. Русский язык и культура общения для нефилологов / Под ред. О.Б. Сиротининой. М., 1998.

6. Русский язык и культура речи. Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Максимова. М., 2000.

7. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие М., 1997.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: