Керамика

В казанской керамике XV- первой половины XVI века явно прослеживается развитие традиций булгарского гончарного искусства и в производстве (на ножном кругу, с горновым обжигом) хорошо прокалённой красноглиняной посуды с полосатым лощением поверхности и в создании, а также в развитом импорте поливных чаш из кашинного теста (полуфаянса). Основными формами традиционной кирпично-красной и жёлто-красной керамики с полосатым лощением были хумы (амфоровидные крупные сосуды), корчаги («курчага»), жбана, узкогорлые кувшины («кукшин»), кумганы с узкими носиками и ручками, иногда имеющими зооморфную форму. Так, носик глиняного кумгана, обнаруженного Н. Ф. Калининым при раскопках в кремле в 1953 году, был украшен возвышающимся над ним гребнем, что делало его похожим на головку петуха.

Поливные сосуды изготовлялись преимущественно в форме чаш (пиал). Цвета и узоры расписных глазурованных чаш, в основном восходящих к традициям тимуридской поливной керамики, были нарядны, эффектны и чрезвычайно разнообразны. Интересную коллекцию казанской керамики собрал Н.Ф. Калинин, наблюдая в 1948 году за траншеей, проложенной в саду казанского кремля в 40-50-ти метрах восточнее башни Сююмбике; в одном культурном комплексе второй половины XV-первой половины XVI века здесь встречалась красная посуда с лощением и белая кашинная керамика с подглазурной кистевой росписью синего цвета, с чёрным рисунком и голубой поливой, с тёмно-зелёным рисунком по бирюзовой поливе, с мягко сияющим люстром.

Изумительный образец светло-золотистой с зеленоватым отливом чаши, напоминающей цветок, с пластичным изобразительным (редчайшим антропорфным!) узором на внутренней стороне его «лепестков», обнаружен А. Х. Халиковым при археологических исследованиях ханской Казани в 1983 году.

Укрепившиеся ближе к середине XVI века политические и торговые связи Казанского ханства с Османской Турцией способствовали проникновению в Поволжье характерных образцов турецкого стекла изящных сосудов, известных в истории мирового искусства под названием «соловьиных глаз», а также керамики, ведущими центрами которой становятся города Изник и Кютахья. Эта турецкая керамика, развивавшаяся отчасти на основе иранских традиций (известно, что турецкий султан Селим I, захватив в 1514 году Тебриз, распорядился о переселении семисот семей местных мастеров фаянса в Турцию), имела, однако, некоторые отличительные особенности. Видимо, она пришлась по вкусу казанской аристократии, а в дальнейшем оказала косвенное влияние на различные формы татарского народного творчества. Речь идёт об изразцах, чашах, блюдах, светильниках, кувшинах изникского производства, в живописной цветочной орнаментике которых, отмеченной богатой полихромией, наряду с традиционными синими и зелёными цветами появляется неожиданный, неприятный в ортодоксальной эстетике ислама красный цвет, ярко, смело и празднично выделяющий - небольшими, миниатюрными вкраплениями - отдельные детали, цветочные чаши, помидорного оттенка бутоны, головки тюльпана на белом фоне фаянса в обрамлении зелёных и синих растительных узоров. Любовь к этим маленьким красным огонькам, оживляющим редкими вспышками традиционную холодную гамму «зелёных цветов ислама» и воспринимающимся людьми XVI века, вероятно, как некоторая светская вольность, перешла позднее в татарское народное искусство, уже не связанное с керамикой: в вышивке, в росписи ворот, наличников и других деталей деревянного зодчества, в живопись и графику шамаилей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: