Организационная культура как система
Любую культуру можно представить прежде всего системой тех ценностей, которые оправдали свое существование: общество, обладающее культурой, в основе которой лежат такие ценности, живет и развивается, тогда как общество с другой культурой погибает. Обычно общепринятые ценности проходят тщательный естественный отбор, «обкатываются» временем, и только зарекомендовав себя функциональными, способствующими сохранению и процветанию общества, приобретают нормативную поддержку в виде уставов, законов.
№6
Структуры организационной культуры
Ø Ценностно-нормативная структура:
· основные ценности, разделяемые в организации;
· корпоративные традиции, ритуалы;
· корпоративные нормы и правила (взаимоотношения с клиентами).
Ø Поведенческие нормы -это те требования к поведению работников, которые воспринимаются ими как некий свод правил, определяющих, каким должно быть «правильное», «должное» поведение членов организации в тех или иных стандартных ситуациях. Например, быстрое и качественное обслуживание клиентов, безоговорочное исполнение приказов и распоряжений руководства, помощь и сотрудничество в командной работе и т. п.
|
|
Ø Организационная структура:
· формальная и неформальная организационная структура;
· структура власти и лидерства;
· нормы и правила (писаные и неписаные) внутреннего взаимодействия;
· традиции и правила «внутреннего распорядка» (поведения на рабочем месте).
Ø Структура коммуникаций:
· структура формализованных и неформальных информационных потоков;
· качество коммуникации: потеря и преобразование информации;
· направленные действия по «внутреннему PR».
Ø Структура социально-психологических отношений:
· структура взаимных симпатий, выборов, предпочтений;
· система ролей в организации (конструктивных, деструктивных и др.);
· внутренняя позиционность и конфликтность;
· отношение к руководителям организации (авторитетность).
Ø Игровая (мифологическая) структура:
· корпоративные предания (история);
· мифы и легенды об организации, ее сотрудниках и руководителях, «героях» и
· «антигероях»;
· «игры, в которые играют сотрудники и боссы».
Ø Структура внешней идентификации (фирменного стиля):
· имидж организации – образ, который направленно транслируется клиенту;
· имидж, который воспроизводится в реальном общении с клиентом;
· восприятие компании и ее продукции в обществе;
· рекламные атрибуты: логотип, слоган и др.
№7
Уровни ОК
· Артефакты – это то, что можно увидеть, услышать или почувствовать при наблюдении за группой с незнакомой культурой: офисная среда, внутренний дизайн и использование рабочих мест, логотип фирмы, архитектура зданий, используемые технологии, продукты и услуги, типичная и ожидаемая одежда сотрудников, стиль общения, язык, обряды, мифы и истории, рассказываемые об организации, корпоративные праздники и церемонии.
|
|
· Разделяемые, поддерживаемые ценности
Изучение этого уровня дает возможность понять, почему в организации существуют такие условия для работы, отдыха сотрудников и обслуживания клиентов, почему люди в этой организации демонстрируют именно такие образцы поведения.
· Базовые предположения, или принципы
К ним можно отнести суждения, верования, установки, которые воспринимаются группой на подсознательном уровне и не подлежат сомнению. Базовые предположения являются своего рода источником возникновения ценностей и действий компании. «Базовые предположения усваиваются индивидуумами и группами в процессе воспитания и познания», на них в большой степени влияют культурные и национальные особенности, семья и т. д. Их очень сложно изменить – это затрагивает основы личности и весь накопленный опыт.
№8